Проект итоговой резолюции Дальневосточного гражданского форума

09 ноября 2015

ИТОГОВАЯ РЕЗОЛЮЦИЯ
дальневосточного гражданского форума

15 ноября 2015 г.
г. Хабаровск

15-16 октября 2015 года в г. Хабаровске прошел Дальневосточный гражданский форум, целью которого стало обсуждение проблем развития гражданского общества и выстраивание открытого диалога, консолидация совместных усилий представителей общественных организаций и объединений, бизнес-сообщества, органов исполнительной и законодательной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации для формирования современного гражданского общества, развития гражданской инициативы и роста гражданского самосознания населения, повышения качества жизни дальневосточников.

В работе Дальневосточного гражданского форума приняло участие более 600 человек, представляющих все ключевые секторы общества: власть, бизнес, общественные структуры, средства массовой информации. Участники форума – это представители 9 субъектов Дальневосточного федерального округа: Хабаровского, Приморского и Камчатского краев, Республики Саха (Якутия), Амурской, Сахалинской, Магаданской областей, Чукотского автономного округа и Еврейской автономной области, а также гг. Москвы, Архангельска и Новосибирска.

В рамках Дальневосточного гражданского форума дискуссии развернулись на 28 площадках: конференциях, круглых столах, дискуссионных и межсекторных переговорных площадках, заседаниях, мастер-классах, тренингах, обсуждениях в формате «Открытого микрофона», проектных сессиях. Работу площадок обеспечивали 25 экспертов регионального и всероссийского уровня.

Широкий формат общественной дискуссии позволяет говорить о налаживании эффективного диалога между властью и обществом на Дальнем Востоке России.

Программа работы Дальневосточного гражданского форума была насыщенной, динамичной и разнообразной. В ней нашли отражение вопросы состояния и перспектив развития гражданского общества; развития институтов гражданского общества в муниципальных образованиях; анализа механизмов взаимодействия власти и общества; оценки перспектив общественного контроля; разработки и реализации эффективных мер поддержки СОНКО и привлечения инвестиций под реализацию социальных проектов; участия СОНКО в оказании социальных услуг; развития благотворительности; развития человеческого капитала; развития территориального общественного самоуправления; мониторинга и оценки в управлении социальными проектами; оценки взаимодействия НКО и СМИ; применения актуальных социальных технологий в решении проблем людей с ограниченными возможностями; патриотического воспитания молодежи и формирования общероссийской гражданской идентичности; деятельности ресурсных центров поддержки НКО; профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов и реализации государственной национальной политики.

Участники форума подчеркнули определяющую роль и ценность прав и свобод человека в развитии институтов гражданского общества. При этом отметив, что в Дальневосточном регионе за последние годы возросла социальная активность и граждан, и институтов гражданского общества, возросла и их роль в социально-экономическом развитии территории.

Участники Дальневосточного гражданского форума:

- считают, что решение тактических и стратегических задач социально-экономического развития Дальнего Востока России требует дальнейшего развития и выстраивания партнерских взаимоотношений органов власти и институтов гражданского общества; 

- подчеркивают, что фундаментальной основой гражданского общества является социальная (гражданская) активность личности, направленная на созидание и развитие, в связи с чем всесторонняя поддержка этой социальной активности должна стать одним из приоритетов в развитии гражданского общества;

- считают, что ключевой характеристикой состояния и развития институтов гражданского общества должна стать реальная возможность граждан, общественных структур, институтов гражданского общества влиять на процессы демократии, на процессы развития нашего общества;

- отмечают, что от степени формирования в общественном сознании понимания возможности общественности влиять на процессы принятия управленческих решений зависит и уровень доверия общества к власти, а, следовательно, и ее легитимность;

- считают необходимым развитие политики выстраивания взаимоотношений власти и общества в направлении «от конфронтации – к выстраиванию конструктивного диалога и партнерства».

 

По итогам работы Дальневосточного гражданского форума в целом и по результатам работы его дискуссионных площадок участниками была принята итоговая резолюция, в которой отмечены следующие положительные тенденции:

- постепенный рост в субъектах РФ ДФО численности общественных организаций и объединений, увеличение охвата населения их деятельностью, развитие благотворительности и добровольчества, рост реализованных социальных проектов по актуальным проблемам жизнедеятельности дальневосточников, развитие практики финансовой поддержки проектной деятельности общественных структур, СОНКО, развитие региональных программ поддержки местных инициатив, поддержки развития территориального общественного самоуправления. Особенно следует подчеркнуть, что такие тенденции влияют не только на вовлечение населения в социально полезную деятельность, но и становятся фундаментом социальной стабильности в Дальневосточном регионе;

- в последние годы во взаимоотношениях власти и общества заметны положительные тенденции в развитии институтов гражданского общества, среди которых особое место занимают региональные Общественные палаты и региональные отделения ОНФ, общественные советы при органах государственной власти и органах местного самоуправления; повышается их роль в жизни общества, развивается система общественного контроля;

- взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с населением направлено на выстраивание партнерских отношений, установление обратной связи с жителями территорий. Получили развитие такие формы сотрудничества, как публичные слушания и общественные обсуждения наиболее важных законов и проектов нормативных правовых актов, собрания граждан по месту жительства, конференции по вопросам местного значения и другие формы гражданского участия в развитии той территории, на которой они проживают.

 

Наряду с положительными тенденциями развития институтов гражданского общества участники Форума выделили и основные проблемы, требующие своего решения:

- медленные темпы социально-экономического развития территории Дальнего Востока России, его муниципальных образований. Следствие этого – нерешенность большого спектра актуальных проблем жизнедеятельности, повышающая миграционный потенциал дальневосточников и снижающая потенциал социальной активности;

- существенные барьеры в построении эффективных механизмов обратной связи во взаимоотношениях власти и общества связаны с низким уровнем социальной активности граждан и их включенностью в процессы жизнедеятельности; низким уровнем доверия населения власти и возможностей своего влияния на принятие управленческих решений, затрагивающих интересы граждан; значительным формализмом обратной связи власти в отношении общественных инициатив;

- недостаточная развитость инфраструктуры поддержки и обеспечения развития институтов и инициатив гражданского общества в субъектах РФ ДФО, особенно в муниципалитетах, слабая развитость самих институтов гражданского общества в муниципальных образованиях. Институты гражданского общества в большей степени развиваются в столичных центрах. Отмечается их разобщенность, слабое взаимодействие и слабая консолидация совместных усилий в решении социально значимых проблем;

- недостаточный уровень информационного присутствия деятельности институтов гражданского общества в СМИ, недостаточность социальной рекламы, направленной на формирование мотивации социальной активности, добровольчества, альтруизма, а также ограниченность использования институтами гражданского общества каналов трансляции информации о своей деятельности через СМИ, собственные Интернет-ресурсы, социальные сети, социальную рекламу. Как следствие, невысокий уровень информированности жителей о деятельности общественных организаций и объединений, их роли в решении социально значимых проблем, о лидерах общественного мнения.

 

Итоговая резолюция Дальневосточного гражданского форума сконцентрирована на следующих перспективных направлениях:

 

1. О развитии институтов гражданского общества в муниципальных образованиях

Участники заседания считают, что с целью формирования политики по вовлечению граждан в осуществление местного самоуправления, а также консолидации усилий и повышения роли Общественных палат субъектов Дальневосточного федерального округа в развитии институтов гражданского общества необходимо:

Аппарату полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе:

- рассмотреть возможность создания совместной рабочей группы из числа членов Общественных палат субъектов ДФО по разработке проекта региональной премии «Я – дальневосточник» в целях поддержки, развития и популяризации гражданских инициатив в муниципальных образованиях.

Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока:

- Рассмотреть возможность разработки и внесения предложений по стимулированию глав муниципальных образований к развитию общественной активности через введение соответствующих показателей в оценку эффективности деятельности городских округов и муниципальных районов, проведению региональных конкурсов, публикацию рейтингов муниципалитетов по критерию развития общественной активности с обнародованием результатов в СМИ.

Органам государственной власти субъектов РФ ДФО:

- Разработать региональные программы совместного обучения представителей органов государственного управления, органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений современным технологиям общественно-муниципального партнерства.

Органам местного самоуправлениям субъектов РФ ДФО:

- Рассмотреть возможность разработки и принятия муниципальных программ развития институтов гражданского общества в тех муниципалитетах, где они еще не приняты; а также программ, направленных на развитие территориального общественного самоуправления.

- Более активно использовать ресурс СМИ для освещения социально-значимых результатов деятельности институтов гражданского общества в муниципальных образованиях, повышая информированность населения, формируя мотивацию участия граждан в жизни территории, повышая доверие населения к деятельности общественных организаций и объединений.

Общественным палатам субъектов РФ Дальнего Востока:

- Создать Дальневосточную Ассоциацию региональных Общественных палат, деятельность которой будет направлена на анализ, оценку, общественное обсуждение и разработку практических рекомендаций по решению специфических и единых для всех дальневосточников проблем жизнедеятельности. Приоритетной проблемой, затрагивающей все субъекты ДФО, является закрепление населения, создание оптимальных условий и механизмов снижения миграционного оттока жителей.

- В целях поддержки, развития и повышения роли институтов гражданского общества на муниципальном уровне Общественным палатам субъектов ДФО приоритетной задачей на 2015-2016 гг. определить создание и развитие Общественных палат в муниципальных образованиях субъектов РФ ДФО, активнее использовать выездные заседания Общественных палат в муниципалитетах в целях общественного обсуждения актуальных проблем жизнедеятельности местного сообщества.

 

2. Взаимоотношение власти и общества: особенности механизмов обратной связи

1. Институтам гражданского общества Дальнего Востока России:

- Активно включаться в процессы жизнедеятельности территории посредством самостоятельной инициативы и конструктивного участия в общественных дискуссиях, обсуждениях и слушаниях по актуальным проблемам жизнедеятельности населения, используя площадки региональных Общественных палат и региональных отделений ОНФ.

- Выступать не конкурентами друг другу, а искать возможности консолидации проектных усилий как на региональном, так и межрегиональном, дальневосточном уровне, что будет способствовать решению более масштабных и значимых задач, выходить с масштабными дальневосточными проектами на федеральный уровень поддержки, используя площадки Общественной палаты РФ и ОНФ.

- Развивать информационное присутствие институтов гражданского общества в медиапространстве в целях активизации социальной активности граждан, вовлечения граждан в общественную деятельность, повышения доверия граждан к институтам гражданского общества.

2. Региональным органам исполнительной и законодательной власти субъектов РФ ДФО, органам местного самоуправления:

- Не допускать принятия управленческих решений, связанных с жизнедеятельностью граждан и вызывающих социальную напряженность в обществе, без предварительных общественных слушаний и обсуждений на площадках региональных (муниципальных) Общественных палат (советов).

- Организовывать публичные слушания проектов бюджетов разного уровня (региональный, муниципальный), изменений и отчетов по его выполнению на площадках региональных (муниципальных) Общественных палат (советов).

- Формировать эффективный механизм конструктивной реализации итоговых резолюций диалоговых площадок (общественных дискуссий, общественных обсуждений, круглых столов и др.) на основе совместной работы с институтами гражданского общества.

- Совместно с региональными (муниципальными) Общественными палатами (советами) провести анализ деятельности общественных советов, организовать работу по созданию общественных советов в тех региональных структурах исполнительных органов власти, а также в муниципалитетах, где они еще отсутствуют.

- Дополнить показатели оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ ДФО, муниципальных образований показателем «доля реализованных общественных инициатив от числа поступивших итоговых резолюций общественных обсуждений, дискуссий, слушаний, круглых столов и других общественных площадок».

 

3. О перспективах развития общественного контроля в Дальневосточном регионе

Органам государственной власти субъектов РФ ДФО:

- Продолжить сложившуюся практику направления на общественную экспертизу в Общественные палаты субъектов Российской Федерации, общественные советы, созданные при органах законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, проекты законов, иных нормативных правовых актов, в первую очередь по социально-значимым вопросам.

Органам местного самоуправлениям субъектов РФ ДФО:

- Внедрять в практику работы проведение общественных обсуждений вопросов местного значения, проведение общественной экспертизы издаваемых правовых актов общественными советами, а при их отсутствии представителями гражданского общества и общественных организаций и объединений, действующих в данном муниципальном образовании.

Органам государственной власти и органам местного самоуправления субъектов РФ ДФО обеспечить:

- реализацию Федерального закона Российской Федерации от 21.07.2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», в том числе финансовую поддержку;

- право на участие в проведении общественного контроля представителям гражданского общества, в том числе на обеспечение учета общественного мнения при принятии решений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также общественной оценке деятельности вышеуказанных органов;

- информационное сопровождение практики общественного контроля.

Общественным палатам субъектов РФ Дальнего Востока:

- Выступать организатором эффективного взаимодействия субъектов общественного контроля между собой, а также с органами государственной власти и органами местного самоуправления при подготовке и проведении мероприятий общественного контроля, обобщения информации об указанных мероприятиях и размещения их результатов на официальных сайтах региональных Общественных палат, практиковать обмен опытом работы субъектов общественного контроля и обсуждение результатов контрольных мероприятий на заседаниях региональных Общественных палат с широким приглашением представителей гражданского общества.

 

4. Эффективные механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с НКО в приоритетных сферах

Органам государственной власти субъектов РФ ДФО:

- Изучить практику реализации программы поддержки местных инициатив на территории Хабаровского края.

- Рассмотреть возможность разработки и реализации региональных государственных программ, направленных на стимулирование участия граждан в местном самоуправлении (программы поддержки местных инициатив и развития территориального общественного самоуправления) и поддержку муниципальных образований, активно работающих по развитию социального сотрудничества на местном уровне.

- Оказывать всестороннюю поддержку внедрению на региональном и муниципальном уровнях эффективных механизмов взаимодействия с некоммерческими организациями.

- Развивать региональные программы софинансирования проектов территориального общественного самоуправления.

Органам местного самоуправления субъектов РФ ДФО:

- Обратить внимание на необходимость активнее вовлекать жителей в деятельное участие в местном самоуправлении, в том числе через разработку и реализацию проектов местных инициатив и создание территориальных общественных самоуправлений.

- Изучить опыт работы Благотворительного Фонда развития Северного Приморья и рассмотреть возможность создания аналогичных структур в своих муниципальных образованиях.

- Изучить опыт работы по обеспечению форм общественного участия в местном самоуправлении Пермского края.

Советам муниципальных образований субъектов РФ ДФО:

- Совместно с региональными органами государственной власти распространять лучшие практики поддержки и развития гражданской активности, вовлечения населения в решение вопросов местного значения в муниципальных образованиях Дальневосточного федерального округа.

- Организовать продолжение обсуждения актуальных тем Дальневосточного гражданского форума в Интернете путем создания постоянно действующего Интернет-форума.

Общественным организациям и объединениям субъектов РФ ДФО:

- Рассмотреть возможность дальнейшего развития своей деятельности в муниципальных образованиях своих регионов, в том числе в форме образовательной и информационной поддержки проектов местных инициатив и территориальных общественных самоуправлений.

 

5. Актуальные социальные технологии в решении проблем людей с ограниченными возможностями

Общественным инвалидным организациям субъектов РФ ДФО:

- Активизировать  и объединить  усилия  общественных инвалидных организаций, движений; определить приоритетные  направления работы по решению конкретных проблем людей с инвалидностью, с учетом специфики заболеваний, проблем, особенностей, условий профессиональной помощи, условий среды и т.д.

Органам государственной власти субъектов РФ ДФО:

- Рассмотреть возможность создания межведомственных рабочих групп, включая  представителей  СОНКО, институтов гражданского общества, экспертов, с целью разработки региональных целевых программ социализации инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, включающих все необходимые  элементы «жизненного цикла» людей с инвалидностью.

- Рассмотреть возможность создания бизнес-инкубаторов для начинающих социальных предпринимателей и оказания им реальной стартовой помощи.

- Совместно с общественными инвалидными организациями разработать информационные ресурсы поддержки людей с инвалидностью и родителей детей-инвалидов: памятки, буклеты, дорожные карты. Размещать информационные ресурсы в Интернете, на информационных стендах, в СМИ, а также посредством социальной рекламы и др.

- Совместно с учреждениями социальной сферы, обслуживающих людей с инвалидностью, общественными инвалидными организациями, создать «Школу для родителей» по психологическому сопровождению, обучению и социальной работе с инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов.

 

6. Включение НКО в оказание социальных услуг

Органам государственной власти субъектов РФ ДФО:

- Для привлечения СОНКО на рынок социальных услуг необходимо существенно повысить эффективность осуществления  следующий полномочий края, установленных  ст. 8 федерального закона №442-ФЗ:

- координация деятельности поставщиков социальных услуг, общественных организаций и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания, в субъекте Российской Федерации;

- организация профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования работников поставщиков социальных услуг;

- организация поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, благотворителей и добровольцев, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в субъектах Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

- разработка и реализация мероприятий по формированию и развитию рынка социальных услуг, в том числе по развитию негосударственных организаций социального обслуживания.

- разработка и апробация методик и технологий в сфере социального обслуживания;

-     Для этого рассмотреть возможность разработки Концепции, а затем и региональные программы «Развитие рынка социальных услуг в субъекте РФ». 

 

7. Опыт работы по патриотическому воспитанию в общественных объединениях и организациях (в том числе молодежных)

Заинтересованным структурам и ведомствам – субъектам (организаторам) системы патриотического воспитания:

- Формировать комплексные региональные программы (планы) патриотического воспитания молодежи (в соответствии с целями, задачами и основными направлениями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»).

- Создать  условия для полноценного функционирования системы военно-патриотического воспитания, опираясь на работу, проводимую в муниципальных образованиях, включая деятельность организаций ДОСААФ, а также на возможности привлечения грантовых средств всероссийских и региональных конкурсов.

- В воспитательном и образовательном процессе опираться на исторические события, которые позволяют гордиться и уважать историю нашей страны в различные периоды её существования.

- Организовывать тематические площадки, в том числе для проведения литературных вечеров, посвященных творчеству великих русских поэтов и писателей, драматургов и художников.

Органам государственной власти субъектов РФ ДФО:

- Шире использовать практику проведения грантовых конкурсов, с учетом опыта проектной деятельности общественных объединений и организаций.

- Содействовать развитию региональных центров патриотического воспитания и допризывной подготовки, при активном участии органов военного управления, организаций ДОСААФ.

- Сформировать поэтапную систему развития сети клубов и объединений патриотической направленности, используя для координации их деятельности, потенциал региональных центров патриотического воспитания.

- Принять меры по развитию системы кадетского образования, включая поэтапное возрождение и развитие кадетских корпусов, а также популяризации традиций и культуры кадетства и казачества.

- Организовать проведение региональных смотров-конкурсов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию детей и молодежи среди муниципальных образований, военно-патриотических клубов и объединений.

- Продолжить практику проведения международных, межрегиональных, региональных научно – практических конференций по проблемам патриотического воспитания.

- Учитывать критерии и показатели оценки результатов работы по патриотическому воспитанию, в соответствии с государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» и региональными программами (планами) патриотического воспитания граждан.

- В рамках межведомственных рабочих групп обсудить возможные дополнительные меры информационного сопровождения патриотического воспитания граждан (в том числе при формировании планов на следующий год).

- Содействовать привлечению молодежи на публичные патриотические площадки, включая доступ к различным СМИ или городским информационным щитам, где патриотические организации смогут размещать свои материалы, воспитывающие в молодежной среде любовь к Родине.

- При организации работы по патриотическому воспитанию молодежи использовать материалы общественных организаций, в том числе Всероссийской общественной организации ветеранов "Боевое Братство" (например: изготовление и размещение в образовательных организациях портретов воинов, погибших в локальных конфликтах).

- Привлекать к участию в мероприятиях «День призывника» различные категории молодежи (учащиеся младших классов, неорганизованная молодежь).

- Организовать проведение круглого стола с руководителями военно-патриотических клубов и объединений по вопросам координации работы в сфере патриотического воспитания в Дальневосточном Федеральном округе.

Органам военного управления:

- Рассмотреть возможность выделения списанного военного имущества в целях улучшения материально-технической базы военно-патриотических клубов, объединений, центров.

Руководителям военно-патриотических клубов и объединений:

- Использовать современные методики и технологии организации работы по патриотическому воспитанию молодежи.

- В целях вовлечения молодежи в проекты по патриотическому воспитанию шире использовать возможности сети «Интернет», в том числе социальных сетей, а также социальной рекламы.

Руководителям региональных и зональных центров патриотического воспитания граждан:

- Совершенствовать и развивать научно-теоретические и методические основы организации патриотического воспитания с учетом региональных особенностей.

- Продолжить практику проведения круглых столов, семинаров по патриотическому воспитанию, обучающих мероприятий для организаторов патриотического воспитания.

- Оказывать взаимную поддержку и содействие общественным организациям и объединениям в работе по патриотическому воспитанию (оказание информационной, методической, организационной и др.).

- В целях активного освещения мероприятий патриотической направленности, организовать сбор информации (анонсов мероприятий, пресс-релизов) для рассылки в средства массовой информации (посредством единого адреса электронной почты).

Родительским общественным организациям:

- Шире привлекать к работе средства массовой информации с целью информирования общества о проблемах воспитания молодого поколения, о вопросах взаимодействия родительской общественности с властными структурами и образовательными учреждениями, обмена опытом работы и перспективными направлениями деятельности.

Средствам массовой информации:

- Активно освещать вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания детей и молодежи, деятельности родительских общественных объединений и органов управления образованием.

 

8. Искусство взаимопонимания и формирования культуры взаимодействия национальных общественных объединений и СМИ. Проблема корректного освещения событий в сфере межэтнических отношений.

Средствам массовой информации:

- Рассмотреть возможность популяризировать и формировать позитивный имидж национальных общественных объединений края посредством увеличения доли предоставления в СМИ информации о национальных общественных объединениях, создания регулярных рубрик, циклов радио- и телепередач об их деятельности и о руководителях национальных общественных объединений, в особенности, являющихся лидерами общественного мнения.

Национальным общественным объединениям края:

- Активизировать свою деятельность по подготовке и продвижению актуальных социальных проектов, направленных на формирование эффективной коммуникации национальных общественных объединений и региональных СМИ.

- Развивать собственные информационные ресурсы и их эффективно продвигать посредством СМИ: по истории организации, основным принципам функционирования, социально значимым достижениям в рамках реализации социальных проектов, получившим финансирование из средств федеральных, региональных или муниципальных бюджетов.

- Совместно с региональными вузами разработать пакет методических рекомендаций для преподавателей средней и высшей школы по формированию межэтнических отношений в поликультурной среде территорий с обязательным включением следующих разделов: о способах гармонизации межэтнических и этноконфессиональных отношений в молодежной среде; о преодолении дискриминации по отношению к лицам различной этнической и религиозной принадлежности в учебных заведениях региона; о формировании в молодежной среде обстановки нетерпимости к пропаганде и распространению идей экстремизма, ксенофобии, национально-этнической исключительности, направленных на подрыв общественно-политической стабильности, мира и согласия в регионе.

Общественным палатам субъектов РФ Дальнего Востока:

- Рассмотреть возможность включения в план работы комплекса мероприятий по формированию общероссийской гражданской идентичности, налаживанию межэтнического диалога и согласия на региональном и муниципальном уровнях.

- Содействовать созданию единого краевого информационного Интернет-портала (или вкладки на сайтах Общественных палат) «Национальные общественные объединения региона» как имиджевого информационного ресурса для жителей.

Органам государственной власти субъектов РФ ДФО:

- Рассмотреть возможность создания специализированных ресурсных  центров поддержки национальных общественных объединений и их инициатив.

- Рассмотреть возможность организации курсов повышения профессиональной квалификации для государственных и муниципальных служащих, работников СМИ и представителей национальных общественных объединений, в том числе по технологии подготовки заявок НКО для эффективного участия в конкурсах социальных проектов и их практической реализации.

- Рассмотреть возможность проведения регулярных брифингов (пресс-конференций) для представителей региональных СМИ по вопросам гармонизации межэтнических отношений и профилактике межэтнических и межконфессиональных конфликтов, с привлечением представителей органов местного самоуправления, правоохранительных органов, национальных общественных объединений и научного сообщества.

- Организовать систему повышения эффективности мониторинга СМИ на предмет освещения межэтнических отношений, в особенности, на наличие публикаций, содержащих призывы к экстремистской деятельности.

- Рассмотреть возможность создания единого медиа-плана продвижения и реализации информационных проектов национальных общественных объединений региона.

- Рассмотреть возможность распространения социальной рекламы в СМИ и муниципальных образованиях, направленной на популяризацию деятельности национальных общественных объединений.

- Рассмотреть возможность повышения эффективности учебно-методических семинаров, тренингов и конференций для работников СМИ, направленных на совершенствование качества предоставления информации о национальных общественных объединениях, их роли в решении социально значимых проблем, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в создании условий для позитивного функционирования и продвижения национальных НКО.

- Рассмотреть возможность организации и проведения постоянно действующего регионального конкурса «Культура освещения межэтнических отношений в СМИ» для учащихся средних общеобразовательных учреждений, с размещением информационных заметок и имиджевых интервью (адаптированных для школьного восприятия) о деятельности и достижениях национальных общественных объединений.

 

9. Профилактика межнациональных и межконфессиональных конфликтов в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на территории муниципальных районов Хабаровского края

Правительству Хабаровского края, органам местного самоуправления и институтам гражданского общества:

- В рамках деятельности главного управления внутренней политики Губернатора и Правительства Хабаровского края, Совета по межнациональным отношениям при Губернаторе Хабаровского края во взаимодействии с Межвузовским Конфликтологическим Центром и органами местного самоуправления консолидировать усилия по формированию на территории муниципальных образований края системы мониторинга и раннего предупреждения межэтнических и межконфессиональных конфликтов посредством создания соответствующих муниципальных программ.

- Сформировать систему взаимодействия органов государственной власти, правоохранительных органов, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественных организаций в части превентивной деятельности по раннему предупреждению межэтнических и межконфессиональных конфликтов, этнического и религиозного экстремизма в рамках реализации Стратегии государственной национальной политики на территории муниципальных районов Хабаровского края.

- В рамках реализации Подпрограммы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов в Хабаровском крае» на 2016 - 2020 годы предусмотреть создание на базе Межвузовского Конфликтологического Центра АНО «Краевой научно-практический центр «Региональная сеть конфликтологического мониторинга межэтнических отношений» с целью систематического сбора и анализа информации, прогнозирования потенциальных рисков и возможных конфликтных ситуаций, подготовки практических рекомендаций по раннему предупреждению конфликтов на региональном и муниципальном уровнях.

 

Участники Дальневосточного гражданского форума выражают надежду на то, что выработанные ими в ходе дискуссий и обсуждений рекомендации и предложения, будут донесены до широкой общественности и найдут свое воплощение в деятельности субъектов, которым они адресованы. Лишь в этом случае работа Дальневосточного гражданского форума будет считаться полезной и эффективной для развития гражданского общества, а сам форум зарекомендует себя открытой и эффективной площадкой партнерского диалога власти и общества в Дальневосточном регионе.

Все участники форума поддержали идею о том, чтобы Дальневосточный гражданский форум стал ежегодным, знаковым и масштабным событием на Дальнем Востоке России.

В связи с этим поручить региональным Общественным палатам субъектов РФ ДФО осуществить мониторинг за реализацией выработанных предложений и рекомендаций, способствующих дальнейшему развитию гражданского общества.

 

Текст итоговой резолюции был подготовлен оргкомитетом Дальневосточного гражданского форума под руководством председателя комиссии Общественной палаты Хабаровского края по развитию гражданского общества Ю.В. Березутского.