Свалка мусора. «Вопрос-ответ»

01 июля 2016 года

Вопрос: «Очень часто в летний период мы сталкиваемся с тем, что на участках леса, расположенных вблизи дачных и садоводческих товариществ, образуются несанкционированные свалки мусора. Кто должен ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов на лесном участке? И куда обращаться гражданам в таком случае?»

 

Согласно действующему лесному законодательству лесные участки и земли под ними могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности.

В пределах края лесных участков, находящихся в собственности Хабаровского края и муниципальной собственности, не имеется.

Российской Федерацией органам исполнительной власти Хабаровского края переданы отдельные полномочия в области лесных отношений, в том числе по осуществлению на землях федерального лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), направленного на пресечение в действиях граждан и юридических лиц нарушений лесного законодательства.

Уполномоченным органом исполнительной власти в крае в сфере лесных отношений является управление лесами Правительства Хабаровского края и его подведомственные учреждения - краевые государственные казенные учреждения «Лесничество», осуществляющие указанную деятельность за счет средств из федерального бюджета (субвенций).

Согласно требований Правил пожарной и санитарной безопасности в лесах загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами не допускается.

Таким образом, при установлении на территории лесного фонда свалки бытовых и промышленных отходов, из состава мусора которой не представляется возможным установить его происхождение, то есть если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, работниками соответствующего лесничества за счет средств федерального бюджета должны быть организованы работы по ликвидации свалки.

В случае, если из содержания мусора (бумаг, иных предметов) усматривается, что выброшенные в лесу отходы производства ранее принадлежали конкретным лицам (например, администрации сельского поселения, магазину, дачному обществу и т.п.), на государственных лесных инспекторов расположенного на соответствующей территории лесничества возложены обязанности по проверке данного факта, установлению виновных лиц, привлечению их к административной ответственности по ч. 2 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за загрязнение лесов отходами производства и потребления), понуждению в добровольном или при необходимости принудительном порядке через суд к ликвидации несанкционированной свалки.

С учетом изложенного, за исключением факта принадлежности мусора органу местного самоуправления, на администрацию поселения, в пределах административной территории которого расположены земли федерального лесного фонда, не возложены полномочия по уборке несанкционированного складирования отходов, если ему не переданы указанные государственные полномочия и соответствующие субвенции для финансового покрытия расходов на связанные с этим мероприятия, поскольку согласно норм Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельны, не входят в систему органов государственной власти, несут ответственность за нецелевое использование средств местного бюджета на ликвидацию несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов на лесных участках, расположенных на землях, находящихся в федеральной собственности. 

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 26.04.2016 № 13-П.

 

Старший прокурор отдела по надзору
за исполнением законов в сфере
экономики и охраны природы
прокуратуры Хабаровского края
Галина Сулейманова