«О некоторых вопросах открытия и ведения отдельного счета»

25 января 2018 года

В связи с возникающими при осуществлении надзорной деятельности вопросами применения норм Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», предусматривающих обязанности исполнителей государственного оборонного заказа и банков по открытию отдельного банковского счета, при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам в банках, предлагаю размесить на сайте прокуратуры края следующие разъяснения.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» головные исполнители и исполнители государственного оборонного заказа обязаны использовать для расчетов по контрактам только отдельные счета.

На основании п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 275-ФЗ уполномоченные банки обязаны заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета.

Таким образом, законодательством предусмотрено создание банковской системы расчетов по государственному оборонному заказу с использованием отдельных счетов, открываемых и обслуживаемых уполномоченными банками. Отдельные счета обязательны для открытия всеми участниками общественных отношений в сфере государственного оборонного заказа.

Вместе с тем, согласно п. 12 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплателыцика-организации и переводов его электронных денежных средств в банке, банки не вправе открывать этой организации счета, вклады, депозиты и предоставлять этой организации право использовать новые корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств.

На основании указанной нормы банки отказывали исполнителям государственного оборонного заказа в открытии отдельных счетов при наличии в отношении них решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам, что фактически препятствовало получению исполнителями государственного оборонного заказа вознаграждения за выполненные работы (услуги).

Однако, в 2017 году судебными органами, в том числе Хабаровского края, указанные действия банков признаны незаконными и противоречащими требованиям гражданского законодательства и законодательства о государственном оборонном заказе.

Таким образом, в настоящее время с учетом складывающейся судебной практики ограничения для открытия счетов, установленные п. 12 ст. 76 Налогового кодекса Российской, не являются препятствием для открытия отдельных счетов исполнителями государственного оборонного заказа.

 

Антон Труков,
старший прокурор отдела по надзору за исполнением
законодательства в сфере экономики и охраны природы
прокуратуры Хабаровского края