«Правовое регулирование порядка прохождения муниципальной службы»

25 января 2018 года

Основным нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу, прохождением и прекращением муниципальной службы на территории Российской Федерации является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Закон). 

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона под муниципальной службой понимается профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). 

Депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований с правом решающего голоса не являются муниципальными служащими (ч. 2 ст. 1 Закона). 

Помимо этого, не замещают должности муниципальной службы и не являются муниципальными служащими лица, исполняющие обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления, избирательных комиссий муниципальных образований (ч. 2 ст. 10 Закона). 

В силу ст. 16 Закона на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой. 

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего (ч. 2 ст. 16 Закона). 

Статьей 23 Закона для муниципальных служащих установлен ряд гарантий, в том числе: 

  • условия работы, обеспечивающие исполнение ими должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией; 
  • пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью, а также пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; 
  • обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения муниципальным служащим муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением им должностных обязанностей;
  • защита муниципального служащего и членов его семьи от. насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, порядке и на условиях, установленных федеральными законами. 

Главой 3 Закона определено правовое положение (статус) муниципального служащего, в том числе основные права и обязанности муниципального служащего, ограничения и запреты, связанные с муниципальной службой. 

Один раз в три года проводится аттестация муниципального служащего в целях определения его соответствия замещаемой должности муниципальной службы. При этом, Законом определены категории муниципальных служащих, не подлежащих аттестации, в том числе лица, достигшие возраста 60 лет, беременные женщины и другие. 

По результатам аттестации представитель нанимателя (работодатель) принимает решение о поощрении отдельных муниципальных служащих за достигнутые ими успехи в работе или о понижении муниципального служащего в должности с его согласия. 

В случае несогласия муниципального служащего с понижением в должности и невозможности перевода с его согласия на другую должность муниципальной службы представитель нанимателя (работодатель) может уволить его с муниципальной службы. 

Статьей 19 Закона предусмотрены основания расторжения трудового договора, заключенного с муниципальным служащим, по инициативе работодателя (помимо оснований, предусмотренных Трудовым кодексом РФ), в том числе: 

  • достижение предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы (согласно ч. 2 ст. 13 Закона предельный возраст составляет 65 лет); 
  • несоблюдение ограничений и запретов, связанных, с муниципальной службой и установленных Законом; 
  • применение административного наказания в виде дисквалификации. 

Ряд вопросов осуществления муниципальной службы урегулирован Законом Хабаровского края от 25.07.2007 № 131 «О муниципальной службе в Хабаровском крае», в том числе, установлен Реестр должностей муниципальной службы в крае, типовое положение о проведении аттестации муниципальных служащих, порядок присвоения классных чинов, типовые квалификационные требования для замещения должностей муниципальной службы, порядок исчисления стажа муниципальной службы. 

Помимо этого, согласно ст. 42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовое регулирование муниципальной службы осуществляется в соответствии с уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации.

 

Илья Осиевский,
прокурор отдела по надзору
за законностью правовых актов
прокуратуры Хабаровского края