Прокуратура Хабаровского края разъясняет отдельные положения Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

11 апреля 2018

С 15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), в соответствии с положениями которого стали рассматриваться определенные категории дел, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов.

Одним из новшеств, в частности, стало установленное частью 1 статьи 55 КАС РФ правило о представителе лица, участвующего в административном деле, которым теперь может быть только адвокат или иное лицо, обладающее полной дееспособностью, не состоящее под опекой или попечительством и имеющее высшее юридическое образование. При этом, адвокат должен представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и его полномочия, а иные представители - документы о высшем юридическом образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.

Кроме того, Кодексом предусмотрено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в судах субъектов Российской Федерации и в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст.55 КАС РФ.

В судебной практике стали возникать спорные ситуации: может ли гражданин, не имеющий высшего юридического образования обратиться в суд с административным иском об оспаривании нормативного правового акта?

Не так давно точку в этом вопросе поставил Верховный Суд Российской Федерации, который рассмотрел и удовлетворил кассационную жалобу административного истца.

Гражданин обратился в областной суд с административным иском о признании решения Совета депутатов муниципального образования незаконным.

Определением суда первой инстанции, административное исковое заявление оставлено без движения, истцу предложено представить документ, подтверждающий наличие у него высшего юридического образования.

Определением суда первой инстанции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, административное исковое заявление возвращено. 

Суды первой и апелляционной инстанции указали, что административный истец не устранил все обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без движения, поскольку это заявление подписано гражданином и подано им без приложения документа, подтверждающего наличие у него высшего юридического образования. 

Также суд указал, что ордер адвоката, выданный коллегией адвокатов для представления интересов истца, не устраняет выявленные недостатки, поскольку административный иск подан и подписан лично гражданином, а не его представителем. 

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не согласилась с актами нижестоящих судов и отменила их, указав следующее. 

Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы. 

В части 9 ст. 208 КАС РФ определено, что при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде Российской Федерации граждане, участвующие в деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным ст. 55 названного кодекса. 

На основании ч. 1 ст. 125 КАС РФ административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд. 

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 126 КАС РФ к административному исковому заявлению прилагается доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем. 

При этом, законодательство об административном судопроизводстве не устанавливает требование о том, что административное исковое заявление об оспаривании нормативного правового акта должно быть подписано только лицом, имеющим высшее юридическое образование (самим административным истцом или его представителем). 

Таким образом, допускаются подписание и подача административного искового заявления в суд непосредственно административным истцом, не имеющим высшего юридического образования, тогда как дальнейшее ведение административного дела в суде осуществляется через представителя, имеющего такое образование. 

Принимая во внимание, что при таких обстоятельствах правовые основания для возвращения административного искового заявления гражданина отсутствовали, Верховный Суд Российской Федерации отменил определения суда первой и апелляционной инстанции и направил административный исковой материал в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

 

Татьяна Доськова

Отдел по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Хабаровского края