Прокуратура Хабаровского края разъясняет «Порядок ограничения доступа к информации противоправного характера»

07 мая 2018

Стратегией национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 31.12.2015 № 683, деятельность, связанная с использованием информационных и коммуникационных технологий для распространения и пропаганды идеологии фашизма, экстремизма, терроризма и сепаратизма, отнесена к одной из основных угроз государственной и общественной безопасности. 

Учитывая важность вопросов информационной безопасности, Указом Президента Российской Федерации от 05.12.2016 № 646 утверждена Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. 

Доктриной отмечено, что возможности трансграничного оборота информации все чаще используются для достижения террористических, экстремистских, криминальных и иных противоправных целей, нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, привлечения к террористической деятельности новых сторонников. 

Одним из основных направлений обеспечения информационной безопасности является противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии, распространения ксенофобии и идей национальной исключительности. 

Законодательством предусмотрен ряд способов ограничения доступа к информации различного, в том числе экстремистского, характера, для которого используется созданный в соответствии с частью 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - Единый реестр). 

В целях приема обращений органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений и иных некоммерческих организаций, а также граждан о наличии на страницах сайтов в сети «Интернет» запрещенной информации для включения сведений о них в Единый реестр Роскомнадзором на своем сайте создана соответствующая электронная форма (https://eais.rkn.gov.ru/feedback). 

В Единый реестр, помимо информации, указанной в пункте 1 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ, также включаются сведения об интернет-ресурсах, распространяющих материалы, внесенные в федеральный список экстремистских материалов. 

В данном случае отдельного решения суда о признании информации (экстремистских материалов), распространяемой по конкретным доменным именам, указателям страниц сайтов и сетевым адресам в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации не требуется, поскольку статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» распространение в Российской Федерации материалов, признанных экстремистскими, прямо запрещено. Сведения в Единый реестр вносятся на основании ранее принятых судами решений о признании материалов экстремистскими. 

Федеральными законами от 28.12.2013 № 398-ФЗ, от 25.11.2017 № 327-ФЗ Федеральный закон № 149-ФЗ дополнен статьей 15.3, регламентирующей порядок ограничения доступа к обнаруженной в информационно­-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, а также информационным материалам иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации, и сведениям, позволяющим получить доступ к указанным информации или материалам. 

В соответствии с частью 1 статьи 15.3 Федерального закона № 149-ФЗ при поступлении от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций или граждан уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информации указанного характера Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители вправе направить в Роскомнадзор требование о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. 

Порядок рассмотрения уведомлений и направления в Роскомнадзор требований регламентирован соответствующей инструкцией, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 08.09.2016 № 562. 

Роскомнадзор на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей незамедлительно направляет по системе взаимодействия операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу или к информации, размещенной на нем, после получения которого оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан незамедлительно ограничить доступ к такому информационному ресурсу. Сведения об информационном ресурсе вносятся Роскомнадзором в отдельный реестр. 

Предусмотренный порядок позволяет оперативно реагировать на случаи распространения в сети «Интернет» подобной информации, что достигается обязательным указанием в требовании Роскомнадзора доменного имени сайта в сети «Интернет», сетевого адреса, указателей страниц сайта в сети «Интернет», позволяющих идентифицировать такую информацию. 

Федеральным законом от 29.07.2017 « 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Федеральный закон № 149-ФЗ дополнен статьей 15.8, регламентирующей порядок противодействия использованию на территории Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам и информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен. 

В силу части 1 указанной статьи Федерального закона № 149-ФЗ владельцам информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, посредством которых возможно обеспечение доступа к интернет- ресурсам, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен, запрещается предоставлять возможность использования принадлежащих им информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов для получения доступа к таким интернет-ресурсам. 

Деятельность по выявлению информационно-телекоммуникационных сетей и информационных ресурсов, позволяющих получить доступ к интернет-ресурсам с информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, ведется органами исполнительной власти, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации. 

Согласно пунктам 3, 4 части 2, части 4 статьи 15.8 Федерального закона № 149-ФЗ Роскомнадзор на основании обращений указанных органов определяет провайдера хостинга или иное лицо, обеспечивающее размещение в сети «Интернет» программно-аппаратных средств доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым ограничен (далее - программно-аппаратные средства), принимая в дальнейшем меры для идентификации владельца программно-аппаратных средств и его подключению к федеральной государственной информационной системе, содержащей перечень информационных ресурсов, информационно­-телекоммуникационных сетей, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен (далее - федеральная государственная информационная система). 

В соответствии с частью 7 статьи 15.8 Федерального закона № 149-ФЗ владелец программно-аппаратных средств обязан в течение трех рабочих дней после предоставления ему доступа к федеральной государственной информационной системе обеспечить соблюдение запрета предоставлять возможность использования на территории Российской Федерации программно-аппаратных средств для получения доступа к информационным ресурсам, информационно-телекоммуникационным сетям, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен. 

В силу части 10 статьи 15.8 Федерального закона № 149-ФЗ в случае неисполнения владельцем программно-аппаратных средств обязанностей по подключению к федеральной государственной информационной системе и ограничению доступа к информационным ресурсам, информационно-­телекоммуникационным сетям, доступ к которым на территории Российской Федерации ограничен, Роскомнадзор принимает решение об ограничении доступа к принадлежащим такому владельцу программно-аппаратным средствам. 

Доступ к указанным выше программно-аппаратным средствам ограничивается операторами связи, оказывающими услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет».

 

Виталий Канцыбер,
прокурор отдела по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности,
межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму,
международно-правовому сотрудничеству в уголовном судопроизводстве
прокуратуры Хабаровского края