Прокуратура Хабаровского края отвечает «Является ли направление запросов прокурора субъектам предпринимательской деятельности началом проведения проверки?»

09 октября 2018 года

Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон) установлены ограничения при проведении проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, так же определен порядок проведения плановых и внеплановых проверок.

В то же время статьей 1 указанного Закона установлено, что его положения устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора.

Таким образом, проверки прокурора не делятся на плановые и внеплановые и проводятся в рамках осуществления надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Порядок проведения проверок урегулирован Федеральным законом от 17.01.1997 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о прокуратуре в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а так же охраняемых законов интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Реализуя указанные полномочия, прокурор, в силу требований статей 22, 27 Закона о прокуратуре вправе требовать от руководителей и других должностных лиц перечисленных органов предоставления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроке и порядке, которые установлены статьей 6 Закона о прокуратуре, при этом его требования подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Нормы Закона о прокуратуре не содержат положений ограничивающих прокурора на запрос статистической и иной информации, документов, рамками проверки.

При этом, исходя из смысла статьи 21 Закона о прокуратуре, решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушений законов, требующих принятия мер прокурором, в случае если эти сведения невозможно подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.

Таким образом, прокурор с целью подтверждения или опровержения поступившей информации до решения о необходимости проведения проверки, вправе направлять юридическим лицам требования, вытекающего из его полномочий. То есть, направление требований (запросов) фактически не является проверкой, получение сведений необходимо для оценки имеющейся информации.