Прокуратура Хабаровского края разъясняет «О порядке и сроках проведения налоговыми органами проверок»

06 ноября 2018

В соответствии с налоговым законодательством налоговые органы в рамках осуществления налогового контроля уполномочены на проведение камеральных и выездных проверок, порядок, основания и сроки проведения которых различны. 

Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. 

Такая проверка проводится по месту нахождения налогового органа без специального разрешения в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета), за исключением проверки, на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС). 

Срок проведения камеральной проверки на основе налоговой декларации по НДС составляет два месяца со дня представления такой налоговой декларации (в течение шести месяцев со дня представления иностранной организацией, состоящей на учете в налоговом органе, налоговой декларации по НДС). 

В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки декларации по НДС налоговым органом установлены признаки, указывающие на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, налоговый орган вправе принять решение о продлении срока проведения камеральной проверки до трех месяцев со дня представления налоговой декларации по НДС. 

Если в ходе проведения камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. 

Представленные налогоплательщиком пояснения и документы подлежат обязательному рассмотрению, и в случае, если после их рассмотрения либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, в обязательном порядке составляется акт проверки. 

В отличие от камеральной, в целях проведения выездной налоговой проверки налоговым органом выносится соответствующее решение, которое содержит сведения о проверяемом налогоплательщике, о предмете проверки (налогах, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке), о периодах, за которые проводится проверка, а также сведения о должностных лицах налогового органа, которым поручено проведение проверки. 

Выездная проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, а в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, либо по месту нахождения обособленного подразделения налогоплательщиков - иностранных организаций. 

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. В рамках такой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (за исключением проверки налогоплательщика - участника регионального инвестиционного проекта). 

В случае, если налогоплательщик представил уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена такая декларация. 

Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период, а также проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года в отношении одного налогоплательщика, за исключением случаев принятия решения руководителем Федеральной налоговой службы о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения. 

Срок проведения выездной налоговой проверки не может быть более двух месяцев, вместе с тем, при наличии оснований, определённых налоговым законодательством, указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. 

Такими основаниями являются: 

- проведение проверки налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейших; 

- получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, о наличии у налогоплательщика нарушений законодательства о налогах и сборах, требующей дополнительной проверки; 

- наличие обстоятельств непреодолимой силы (затопление, наводнение, пожар и тому подобное) на территории, где проводится проверка; 

- проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений; непредставление налогоплательщиком в установленный срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки; 

- а также иные обстоятельства. При этом в данном случае необходимость и сроки продления выездной (повторной выездной) налоговой проверки определяются исходя из длительности проверяемого периода, объемов проверяемых и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств. 

Налоговым законодательством предусмотрена возможность приостановления проведение выездной налоговой проверки в целях истребования документов (информации), получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации; проведения экспертиз; перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. 

Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев, за исключением случая, если проверка приостановлена в целях получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию. В данном случае срок приостановления указанной проверки может быть увеличен на три месяца. 

Завершается проверка составлением справки о ее проведении, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Данная справка вручается налогоплательщику или его представителю либо направляется по почте заказным письмом в случае уклонения проверяемого лица от ее получения. 

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления такой справки. 

В течение двух месяцев со дня составления соответствующей справки налоговым органом составляется в установленной форме акт налоговой проверки, который подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка либо его представителем. 

Вручается акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). 

В случае, если проверяемое лицо или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.

 

Прокурор отдела по надзору за
исполнением законов в сфере
предпринимательской деятельности
прокуратуры Хабаровского края

Виктория Шубкина