Прокуратура Хабаровского края разъясняет «Законодателем не предусмотрено использование более одной меры социальной поддержки»

15 мая 2019

Предметом частых проверок прокуратуры края в последнее время являются обращения граждан, не согласных с региональным законодательством, представляющим им право на одну из мер социальной поддержки по выбору гражданина в случае наличия у него права одновременно на несколько мер. 

Так, абз. 1 ч. 2 ст. 2 Закона края от 26.01.2005 № 253 «О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий», ч. 2 ст. 8 Закона края от 26.01.2005 № 254 «О мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста, инвалидов, ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны, семей, имеющих детей, и иных категорий граждан» (далее - Законы края), регламентировано, что если лица, на которых распространяется действие данных Законов, одновременно имеют право на меры социальной поддержки по указанным Законам и иным нормативным правовым актам независимо от оснований, по которым они устанавливаются, им предоставляются меры социальной поддержки либо по данным Законам, либо по иным нормативным правовым актам по его выбору, за исключением лиц, получающих определенные меры социальной поддержки в соответствии с федеральным законодательством. 

Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты в соответствии с п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов (ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации). 

С учетом этого, Законами края урегулированы отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающим на территории края. 

Одновременно с этим, в силу ст. 16 Закона РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» и п. 3 ст. 13 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки гражданам указанных категорий определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и не предусматривают возможность получения одним и тем же лицом мер социальной поддержки, установленных для различных категорий граждан. 

В системном толковании названные выше нормы Законов края и федеральных законов предусматривают положения позволяющие выбрать наиболее выгодное основание пользования мерами социальной поддержки. 

При указанных, обстоятельствах, правовое регулирование, при котором лицам, имеющим одновременно право на социальную поддержку по нескольким предусмотренным законодательством основаниям, социальная поддержка предоставляется по одному из оснований по выбору получателя наиболее выгодного для него (за исключением случаев, предусмотренных законодательством), не может расцениваться как ущемляющее права граждан и не противоречит действующему федеральному законодательству. 

Аналогичная позиция изложена в Апелляционном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 14.02.2018 № 58- АПГ17-12.