Прокуратура Хабаровского края разъясняет «Могут ли органы прокуратуры приступить к проведению прокурорской проверки в случае направления решения о проведении проверки на юридический адрес организации, если ...»

07 августа 2019

Прокуратура Хабаровского края разъясняет «Могут ли органы прокуратуры приступить к проведению прокурорской проверки в случае направления решения о проведении проверки на юридический адрес организации, если руководитель или иной законный представить юридического лица не осуществляют деятельность по данному адресу и не получают почтовые отправления?»

Разъясняем, что согласно ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры проводят проверки на основании решений о проведении проверки.

Решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.

При отсутствии возможности вручения решения о проведении проверки лично руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации), решение о проведении проверки направляется по почтовому адресу организации, указанному в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ).

Части 2, 3 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляют, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

В соответствии со ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

Ссылки организаций (органов) на неполучение решения о проведении проверки ввиду их фактического нахождения по иным адресам, а не по юридическому адресу являются несостоятельными, данный вывод подтверждается, в том числе, судебной практикой (постановление Пленума Верховного Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Таким образом, в случае отсутствия у органа прокуратуры возможности личного вручения руководителю или иному уполномоченному представителю проверяемого органа (организации) решения о проведении проверки, данное решение направляется на юридический адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ. При этом, в случае отсутствия организации или лица, уполномоченного на получение почтовых отправлений по юридическому адресу, корреспонденция считается доставленной и полученной, следовательно, у органов прокуратуры наступают юридические основания для начала проведения проверки.