Прокуратура Хабаровского края разъясняет «О правах граждан при использовании земельных участков, предоставленных в рамках программы «Дальневосточный гектар»

03 сентября 2019

Федеральным законом от  01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о Дальневосточном гектаре) регламентирован порядок предоставления гражданам земельных участков в рамках проекта «Дальневосточный гектар».

Гражданин, принявший решение о получении земельного участка в рамках проекта «Дальневосточный гектар», должен учитывать, что использование земельного участка должно осуществляться им  в соответствии с требованиями действующего законодательства и не может осуществляться произвольно. 

В соответствии с ч. 24 ст. 8 Федерального закона о Дальневосточном гектаре в случае, если с двадцатью или более гражданами заключены договоры безвозмездного пользования земельными участками, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, органы государственной власти, органы местного самоуправления оказывают содействие обустройству территории, в границах которой расположены такие земельные участки, посредством строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур. 

Работа по созданию инфраструктуры в отношении компактно расположенных конгломераций земельных участков в настоящее время проводится на территории района имени Лазо и Хабаровском районе. 

В тех случаях, когда гражданин получает земельный участок вне границ указанных конгломераций и желает организовать съезд с принадлежащего ему земельного участка с автомобильной дороги либо разместить на принадлежащем ему земельном участке какой-либо объект,   необходимо учитывать следующее. 

В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 20 Федерального закона от  08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее – Федеральный закон о дорогах) примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твёрдое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера. 

Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильной дороги объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций, информационных щитов и указателей допускаются при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. 

Одним из оснований для отказа в согласовании строительства, реконструкции вышеназванных объектов является ухудшение видимости на автомобильной дороге и других условий безопасности дорожного движения (ч. 8, п.1 ч. 8.4 ст. 26 Федерального закона о дорогах). 

При этом, в соответствии с ч. 8 ст. 62 Федерального закона о дорогах до вступления в силу предусмотренных настоящим Федеральным законом технических регламентов строительство примыканий, подъездов к автомобильным дорогам, съездов с автомобильных дорог, размещение объектов дорожного сервиса, установка рекламных конструкций осуществляются   в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 

Согласно требованиям ГОСТ 33062-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса» объекты дорожного и придорожного сервиса должны быть обеспечены безопасным и удобным доступом с устройством пешеходно-скоростных полос. Основанием для отказа в размещении на автомобильных  дорогах общего пользования объектов дорожного и придорожного сервиса являются конструктивные особенности участков автомобильных дорог. 

Решение о согласовании организации съезда, примыкания к автомобильной дороге  к земельному участку гражданина, которому предоставлен «Дальневосточный гектар», принимает владелец автомобильной дороги с учетом требований обеспечения безопасности осуществления дорожного движения. 

Таким образом, выбирая  земельный  участок, который  гражданин желает получить в рамках Дальневосточного гектара, и рассчитывая организовать подъезд к нему с автомобильной дороги,  гражданину необходимо убедиться в возможности организации такого подъезда (съезда), поскольку действующее законодательство предоставляет гражданам возможность получения земельного участка  только один раз. 

Получение земельного участка в рамках Дальневосточного гектара не освобождает граждан от обязанности по соблюдению требований законодательства при его использовании и не предоставляет каких-либо преимуществ по организации съезда (подъезда) к предоставленным им земельным участкам.