Прокуратура Хабаровского края разъясняет: возможность внесения изменений в существенные условия контракта

25 марта 2020

Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» расширены полномочия заказчика и подрядчика по изменению существенных условий контракта.

Вместе с тем, для признания изменений законными, необходимо соблюдение ряда условий.

Так, возможность изменения существенных условий контракта должна быть предусмотрена закупочной документацией и контрактом (контрактом при закупке у единственного поставщика).

По предложению заказчика допускается уменьшение (увеличение) предусмотренных контрактов объемов работ, товаров и услуг пропорционально в пределах 10% от стоимости контракта.

Новеллой стали основания изменения существенных условий контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее - строительные контракты).

Изменение видов и (или) объемов работ по строительным контрактам в пределах 10% может быть предложено любой стороной контрактных обязательств.

Если при исполнении строительного контракта, заключенного на срок не менее 1 года, стоимостью 100 млн. руб. и выше, возникли обстоятельства, препятствующие его исполнению, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию, изменение осуществляется при наличии письменного обоснования оснований изменения по решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации в зависимости от уровня нужд указанной закупки.

Обязательным условием является то, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на тридцать процентов. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.

Законодателем также введена возможность однократного продления периода исполнения строительного контракта на срок, не превышающий предусмотреный при его заключении. Указанное основание может быть использовано при неисполнении контракта по независящим от сторон обстоятельствам, влекущим невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.

При изменении срока исполнения контракта по вине подрядчика - до заключения соглашений, последним должны быть исполнены все требования об уплате неустоек (штрафов, пеней).

Кроме того, при изменении срока исполнения контракта - в обязательном порядке решается вопрос об изменении срока возврата обеспечения исполнения контракта.

Неисполнение требований ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» влечет наступление административной ответственности по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - двухсот тысяч рублей.