Прокуратура Хабаровского края разъясняет «Особенности обращения с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства»

18 марта 2021

В настоящее время вопросы ценообразования в крае являются одними из самых актуальных.

Вместе с тем, зачастую, возникают трудности в правильности обращения в антимонопольный орган с жалобой на завышенные цены на социально значимые товары.

Порядок рассмотрения обращений граждан регламентирован Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ).

Частью 2 ст. 1 Федерального закона № 59-ФЗ определено, что установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами.

Антимонопольные органы рассматривают заявление юридического или физического лица, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с требованиями установленными Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдаёт предписания.

Согласно части 2 статьи 39 Федерального закона № 135-ФЗ основанием для возбуждения и рассмотрения антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства является заявление юридического или физического лица, указывающее на признаки нарушения антимонопольного законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ, заявление подается в письменной форме в антимонопольный орган и должно содержать сведения о заявителе (фамилия, имя, отчество и адрес места жительства для физического лица); имеющиеся у заявителя сведения о лице, в отношении которого подано заявление; описание нарушения антимонопольного законодательства; существо требований, с которыми заявитель обращается; перечень прилагаемых документов.

Частью 2 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ установлено, что к заявлению прилагаются документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства. В случае невозможности представления документов указывается причина невозможности их представления, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.

Часть 3 статьи 44 Федерального закона № 135-ФЗ указывает, что в случае отсутствия в заявлении или материалах сведений, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 44 указанного Закона, антимонопольный орган оставляет заявление или материалы без рассмотрения.

Таким образом, заявление должно включать в себя описание нарушения антимонопольного законодательства (действия (бездействие) конкретного хозяйствующего субъекта, сведения о лице, в отношении которого подано заявления, в том числе сведения, необходимые для идентификации хозяйствующего субъекта в целях организации контрольных мероприятий, предусмотренных антимонопольным законодательством, в частности наименование хозяйствующего субъекта, его местонахождение, сведения об идентификационном номере налогоплательщика, как правило, данные сведения имеются на товарных чеках, либо на информационных стендах торговых организаций).

К заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о признаках нарушения антимонопольного законодательства, в том числе документы, подтверждающие повышение цены на продукт указанный в заявлении (в частности, товарные чеки, свидетельствующие о покупке соответствующего продукта питания, цена на который, по мнению заявителя, установлена с нарушением антимонопольного законодательства), в случае невозможности предоставления документов, необходимо указать причины, а также предполагаемые лицо или орган, у которых документы могут быть получены.