«Об электронной цифровой подписи»

17 июня 2021

Отношения в области использования электронных подписей регулируются Федеральным законом от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее – Федеральный закон № 63-ФЗ), другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами, а также соглашениями между участниками электронного взаимодействия.

Согласно Федеральному закону № 63-ФЗ электронная подпись (далее - ЭП) – это информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией, и которая используется для определения лица, подписывающего информацию.

Таким образом, ЭП - цифровой аналог рукописной подписи человека, позволяющий идентифицировать, кем создан электронный документ.

Существуют следующие виды ЭП: простая и усиленная. Усиленная ЭП бывает квалифицированной и неквалифицированной.

Самая совершенная - квалифицированная ЭП создается с помощью сертифицированных криптографических средств. Это полный аналог личной подписи человека или печати организации.

Информация в электронной форме, подписанная простой ЭП или усиленной неквалифицированной ЭП, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия согласно части 2 статьи 6 Федерального закона                   № 63-ФЗ.

Информация в электронной форме, подписанная усиленной квалифицированной ЭП, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 634 утверждены виды ЭП, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг.

Например, предприниматель, имея усиленную электронную подпись, может удаленно сдать отчетность в налоговую службу или быстро зарегистрировать онлайн-кассу. Врач - выписать пациенту цифровой больничный лист. Гражданин - провести сделку с недвижимостью без визита в Росреестр или центр государственных услуг, подать заявление в вуз, ЗАГС.

Для получения ключа простой электронной подписи в соответствии с пунктом 7 Правил использования простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.01.2013 № 33, необходимо обращаться в органы и организации, предоставляющие государственные и муниципальные услуги в электронной форме (центры и офисы государственных и муниципальных услуг «Мои документы», ранее так называемые МФЦ).

Для получения сертификата ключа проверки усиленной неквалифицированной электронной подписи необходимо обращаться в удостоверяющий центр, а квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи - в аккредитованный удостоверяющий центр. Их перечень опубликован в публичном доступе на сайте Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (https://digital.gov.ru/ru/activity/govse...) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Разъясняет прокуратура Хабаровского края, 15.06.2021