Прокуратура Хабаровского края разъясняет: «Полномочия органов прокуратуры по ведению единого государственного учета преступлений»

10 ноября 2021

Правовые основы единого государственного учета преступлений и иных объектов регламентированы Федеральным законом от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации».

С целью обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения сведений о состоянии преступности Генеральной прокуратурой Российской Федерации и правоохранительными органами России 29.12.2005 утвержден совместный приказ № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений» (далее — Совместный приказ).

Согласно положениям Совместного приказа, помимо преступлений учету, подлежат лица, их совершившие, а также уголовные дела и принятые по ним решения, материальный ущерб, причиненный преступлением, обеспечение его возмещения, потерпевшие, итоговые решения по уголовным делам.

Постановка на учет указанных объектов должна строго соответствовать имеющимся в уголовном деле материалам. Достоверность формирования показателей статистической отчетности зависит от того, насколько правильно заполнены учетные документы должностными лицами, ведущими расследование. Осуществление надзора за соблюдением законности в субъектах учета (кроме судов), разрешение спорных вопросов, возникающих при учете преступлений и других объектов, возлагается на органы прокуратуры России.

В целях повышения эффективности правоохранительной деятельности и предотвращения сокрытия преступлений от учета 27 декабря 2019 года принят Федеральный закон от № 487-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам государственного единого статистического учета данных о состоянии преступности, а также о сообщениях о преступлениях, следственной работе, дознании, прокурорском надзоре».

Данный нормативный акт определяет Генеральную прокуратуру Российской Федерации в качестве субъекта официального статистического учета, а федеральные органы исполнительной власти и иные федеральные государственные органы, представляющие соответствующие первичные статистические данные — респондентами.

Указанные положения закона вступают в силу с 01.01.2023. С этого времени органы прокуратуры Российской Федерации приступят к ведению единого статистического учета, а именно будут проводить федеральное статистическое наблюдение на основе первичных статистических данных, предоставляемых госорганами; утверждать формы статистического наблюдения, указания по их заполнению, официальную статистическую методологию, порядок и сроки предоставления первичных статистических данных; размещать полученную официальную статистическую информацию на официальном сайте в сети Интернет в форме открытых данных с учетом ограничений, установленных законодательством.

Помимо этого, планируется введение в промышленную эксплуатацию государственной автоматизированной системы правовой статистики (далее — ГАС ПС), оператором которой станет Генеральная прокуратура Российской Федерации.

Передача полномочий государственного учета преступлений Генеральной прокуратуре Российской Федерации призвана способствовать прозрачности и достоверности сведений о состоянии преступности. В совокупности с иными надзорными механизмами это должно полностью исключить манипуляции с цифровыми показателями о выявлении, регистрации, раскрытии и расследовании правоохранительными органами преступных деяний и тем самым способствовать повышению эффективности их деятельности по противодействию криминалу.