Разъясняет Амурская городская прокуратура: Типовые ситуации, свидетельствующие о наличии конфликта интересов у государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих муниципальные должности

01 сентября 2022

В соответствии с частью 1 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 указанной статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Наиболее типичным проявлением конфликта интересов являются следующие ситуации:

- служащий участвует в осуществлении отдельных функций государственного управления и/или в принятии кадровых решений в отношении родственников и/или иных лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего;

- служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют или собираются выполнять оплачиваемую работу на условиях трудового или гражданско-правового договора в организации, в отношении которой государственный служащий осуществляет отдельные функции государственного управления;

- служащий, его родственники или иные лица, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, выполняют оплачиваемую работу в организации, предоставляющей платные услуги другой организации. При этом государственный служащий осуществляет в отношении последней отдельные функции государственного управления;

- служащий осуществляет отдельные функции государственного управления в отношении физических лиц или организаций, которые предоставляли или предоставляют услуги, в том числе платные, государственному служащему, его родственникам или иным лицам, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего.

Необходимо отметить, что зачастую ситуации, обуславливающие наличие конфликта интересов у служащего, ошибочно связывают только с взаимодействием в ходе служебной деятельности с лицами, имеющими родственные связи по отношении к служащему.

Однако исходя из требований федерального законодательства и правоприменительной практики, конфликт интересов у служащего возникает при взаимодействии (и как следствие, при принятии юридически значимых решений) с любыми лицами, с которыми его связывают близкие отношения (друзья, бывшие супруги, родственники супругов).

Учитывая многообразие возникающих ситуаций, связанных с возможным наличием конфликта интересов, служащим целесообразно уведомлять работодателя о конфликте интересов в любом случае, когда предполагается возможность его наличия, а не только когда противоречивая ситуация уже сложилась.

При выявлении органами прокуратуры нарушений требований антикоррупционного законодательства, связанных с наличием конфликта интересов, дается комплексная оценка действиям служащего и профилактической работе ответственных должностных лиц специализированных подразделений государственного (муниципального) органа по противодействию коррупции.