Разъясняет Бикинская городская прокуратура: Об особенностях предоставления жилья вне очереди для граждан, проживающих в аварийных домах по договорам социального найма

10 сентября 2022

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено предоставление жилья из муниципального фонда бесплатно или за доступную плату малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В силу ст.ст. 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее -ЖК РФ) граждане получают право на жилье по договору социального найма после их постановки на учет в качестве нуждающихся органом местного самоуправления в границах соответствующего населенного пункта.

При этом в соответствии с пп. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, жилье по договору социального найма предоставляется вне очереди.

В силу положений ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находятся жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшим решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по аналогичным основаниям.

В случае переселения из аварийного жилья граждан, проживающих по договору социального найма, другое жилое помещение на условиях социального найма должно быть благоустроенным, отвечать федеральным требованиям, находиться в черте населенного пункта, соответствовать по площади норме предоставления.

Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указано, что в случае переселения из аварийного жилья граждан, проживающих в нем по договору социального найма, предоставление другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, в данном случае сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них еще актуальны основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).

Невключение дома в региональную целевую программу переселения не снимает с органа местного самоуправления обязанности предоставить жилье, поскольку граждане не должны разделять финансовые и иные риски, которые несет поселение, решая вопросы местного значения.

Из обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, следует, что если помещение, в котором гражданин проживает на условиях социального найма, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилья, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома.

Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.