Разъясняет прокуратура Хабаровского края: О сроках привлечения к административной ответственности

27 сентября 2022

Постановлением от 17 мая 2022 года № 19-П «По делу о проверке конституционности ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой гражданки О.А. Мельниковой» Конституционный Суд РФ признал ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не соответствующей Конституции Российской Федерации, чем устранил неопределенность при исчислении сроков давности при привлечении к административной ответственности.

Рассматривая жалобу гражданки Мельниковой О.А. о проверке конституционности ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ Конституционный Суд Российской Федерации высказался о том, что основанный на дословном (семантическом) восприятии правовых норм системный анализ взаимосвязанных предписаний, предусмотренных ч. 1 ст. 4.5, ч. 1 ст. 4.8 и примечанием к ней КоАП РФ, позволяет избежать неразрешимой (непреодолимой) средствами юридического толкования неопределенности относительно правил исчисления срока давности привлечения к административной ответственности, поскольку их совместная интерпретация, по сути, означает, что указанный срок должен начинать исчисляться со дня совершения (обнаружения) правонарушения.

В то же время такое понимание правил исчисления срока давности привлечения к административной ответственности не находит поддержки у Верховного Суда Российской Федерации, который в абз. 2 п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 разъяснил, что срок давности привлечения к административной ответственности должен исчисляться по общим правилам исчисления сроков, то есть со дня, следующего за днем совершения правонарушения (или днем обнаружения правонарушения).

Из разъяснений указанного Пленума Верховного суда Российской Федерации следует, что в зависимости от категории административного правонарушения (длящееся или оконченное) либо его объективной стороны (бездействие или действие), возможно по-разному определять начало исчисления срока давности привлечения к административной ответственности. Так, в отношении оконченного правонарушения срок давности исчисляется со дня, следующего за днем его совершения (исключение составляют административные правонарушения, совершаемые в форме бездействия, срок давности привлечения за которые исчисляется со дня его совершения), тогда как в отношении длящегося правонарушения срок давности исчисляется со дня его обнаружения.

По результатам анализа законодательства и сложившейся судебной практики Конституционным Судом Российской Федерации сделан вывод о том, что отсутствие в оспариваемом законоположении определенности (ясности) в отношении дня, с которого надлежит начинать исчислять срок давности привлечения к административной ответственности, влечет за собой отсутствие требуемого единства в правоприменении, не поддающееся исправлению посредством юридического истолкования, что неизбежно вступает в противоречие с установленными Конституцией Российской Федерации принципами правового государства, верховенства права и равенства всех перед законом и судом.

По результатам рассмотрения жалобы гражданки Мельниковой О.А. Конституционный Суд Российской Федерации постановил признать ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не соответствующей Конституции Российской Федерации. Суд обязал законодателя безотлагательно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ в вопросе о том, начиная с какого дня должен исчисляться предусмотренный указанной статьей срок давности привлечения к административной ответственности. Согласно Постановлению суда до внесения в Кодекс об административных правонарушениях изменений, вытекающих из настоящего Постановления, исчисление срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ должно осуществляться начиная со дня совершения административного правонарушения.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации вступило в силу.