Разъясняет прокуратура Хабаровского края: Особенности заключения контрактов с единственным поставщиком

30 декабря 2022

Основания заключения контрактов с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) перечислены в ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ).

За заключение контракта с единственным поставщиком в ситуации, которая в Федеральном законе № 44-ФЗ не указана, предусмотрен штраф в размере 30 тыс. или 50 тыс. руб. (ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ). Кроме того, такой контракт может быть признан недействительным в судебном порядке.

Необходимо обратить внимание, что выбранный заказчиком единственный поставщик должен соответствовать единым требованиям, установленным для всех участников закупок.

Для ряда случаев, по которым возможно заключение контракта с единственным поставщиком, действуют упрощенные требования к форме и содержанию контракта, который заключается в свободной форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем, законодательством о контрактной системе в сфере закупок установлены случаи, когда необходимо обосновать цену контракта с единственным поставщиком, согласовать заключение такого контракта с контрольным органом или направить в его адрес соответствующее уведомление.

Так, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик определяет цену контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и в случаях, предусмотренных п.п. 3, 6, 11, 12, 16, 18, 19, 22, 23, 30 - 35, 37 - 41, 46 и 49 ч. ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ, обосновывает такую цену в соответствии с названым Федеральным законом и включает в контракт обоснование цены контракта.

Уведомление контрольного органа о заключении контракта с единственным поставщиком требуется в тех случаях, когда основанием заключения такого контракта являются п.п. 6, 9, 34 и 50 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Необходимо отметить, что на направление соответствующего уведомления законом отведен рабочий день с даты заключения контракта.

За нарушение указанного срока либо за ненаправление уведомления заказчик подлежит привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 19.7.2 КоАП РФ.

В некоторых случаях при заключении контракта с единственным поставщиком до того, как направить проект контракта участнику закупки, необходимо направить его на проверку в контрольный орган, что установлено п. 25 Правил осуществления контроля, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 № 1193.

По общему правилу извещение о закупке у единственного поставщика не составляется и, следовательно, не размещается в Единой информационной системе в сфере закупок. Исключением являются закупки по п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ в случае проведения закупки в электронной форме в соответствии с ч. 12 ст. 93 указанного закона. При их проведении заказчиком размещается в Единой информационной системе в сфере закупок извещение, включающее в себя в числе прочего проект контракта и обоснование цены.

Кроме того, в ряде случаев дополнительные основания для осуществления закупки у единственного поставщика (кроме закупок для муниципальных нужд) могут определяться актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации. Для осуществления такой закупки необходимо составить обращение, на основании которого будет подготовлен соответствующий распорядительный акт. При направлении такого обращения в Правительство Российской Федерации нужно руководствоваться Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.10.2020 № 1649.

Помимо прочего, до 31.12.2023 включительно Правительство Российской Федерации или высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные случаи осуществления закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) и порядок таких закупок.

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации вправе определять их в отношении закупок для нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, находящихся на его территории. В указанном случае также требуется издание соответствующего нормативного акта, который будет является правовым основанием для заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).