Кому и как пожаловаться на водителя городского общественного транспорта

09 ноября 2023

Значительная часть граждан регулярно пользуется услугами общественного транспорта, поэтому пассажиру немаловажно знать свои права и механизмы их защиты.

Транспортное обслуживание населения осуществляется на основании Гражданского кодекса РФ, Закона РФ «О защите прав потребителей», Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.

Обязанности перевозчика в отношении пассажиров возникают еще до их посадки в транспортное средство. Так, водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажира только после полной остановки транспортного средства в специально отведенном месте, а начинать движение только с закрытыми дверями, запрещается их открывать до полной остановки. Остановка по требованию пассажира (в маршрутных такси) допускается при условии соблюдения правил дорожного движения.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом. Потому перевозчик, будь то водитель или кондуктор, обязан выдать билет пассажиру. 

Перевозчик на внутригородском транспорте также обязан обеспечить перевозку пассажиров по установленному маршруту и расписанию, и не имеет права отменять установленные по маршруту регулярных перевозок рейсы или самопроизвольно изменять расписание движения.

Обязанности перевозчика напрямую взаимосвязаны с правами пассажира. Кроме права на поездку до любой остановки, расположенной по пути следования транспортного средства, пассажир вправе: провозить ручную кладь либо багаж за отдельную плату либо без таковой (в зависимости от габаритов и иных характеристик перевозимых вещей); получать достоверную информацию о расписании движения маршрутных транспортных средств; в случае поломки транспортного средства, дорожно-транспортного происшествия либо в силу иных обстоятельств, препятствующих дальнейшей перевозке пассажира по маршруту - потребовать возврата денег за билет либо продолжить поездку с этим билетом на другом транспортном средстве, которое предоставит перевозчик; бесплатно провозить детей в возрасте до 7 лет при условии, что ребенок не занимает отдельное место.

Основное право пассажира — это право на безопасную и качественную поездку. Поэтому случаи нарушения водителем автобуса Правил дорожного движения, остановка транспортного средства на середине дороги, устраивание водителями автобусов гонок, долгие стоянки на остановках в мороз с открытыми дверями, являются нарушением права пассажира на получение услуги надлежащего качества и безопасной для его жизни и здоровья.

Курение водителем в кабине прямо запрещено ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции».

При нарушении вышеуказанных требований гражданин вправе обратиться с жалобой в уполномоченные органы. Для своевременного и правильного разрешения жалобы должностному лицу необходимо знать время, место и обстоятельства нарушения произошедшего. Поэтому заявителю необходимо обратить внимание на информационный стенд в автобусе. Обычно он расположен внутри салона позади кабины водителя и содержит сведения о маршруте, перевозчике и другую необходимую информацию, которую следует указать при составлении обращения. Кроме того, необходимо зафиксировать точное время и место (на какой остановке) происшествия.

Существуют общие правила для оформления заявления. Следует указать адресата, куда обращаетесь (наименование организации или должностного лица), в обязательном порядке - фамилию, имя и отчество заявителя, а также адрес для направления ответа, контактный телефон для связи.

В самом тексте жалобы необходимо отразить номер маршрута; время и место нарушения или инцидента; подробные обстоятельства происшедшего, в чем именно заключается нарушение прав или общественно-опасное деяние.

Подавать жалобу на нарушения можно как в один, так и в несколько органов одновременно.

Например, в городе Хабаровске обращения по вопросам обеспечения безопасности при осуществлении перевозок пассажиров на муниципальных маршрутах, культуры и качества обслуживания пассажиров следует направлять в Управление промышленности, транспорта, связи администрации г. Хабаровска по адресу: г. Хабаровск, ул. Ким Ю Чена, 2.

Кроме того, контроль и привлечение к административной ответственности за нарушение перевозчиками транспортного законодательства, включая запрет курения в салонах транспортных средств, самовольное изменение маршрута, остановку автобуса в неположенных местах и др., осуществляет Дальневосточное межрегиональное управление Ространснадзора. По вышеуказанным нарушениям пассажиры могут обращаться по адресу: г. Хабаровск, ул. Некрасова, д. 5.

По фактам нарушения Правил дорожного движения, в том числе нарушения скоростного режима, разговора водителя автобуса по телефону без использования специальной гарнитуры, несоблюдения правил дорожного движения при маневрировании следует обращаться в Управление ГИБДД УМВД России по Хабаровскому краю по адресу: г. Хабаровск, ул. Воронежская, 1, либо в полк ДПС ГИБДД УМВД России по г. Хабаровску – г. Хабаровск, ул. Воронежская, 51.

Заявление должно быть рассмотрено не позднее тридцатидневного срока. Ответ в письменной форме направляется заявителю по указанному в обращении адресу.

 

Разъясняет прокуратура Хабаровского края