Проект закона Хабаровского края Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае (первое чтение)

Вносится Вр.и.о Губернатора
Хабаровского края
Шпортом В.И.

 

Проект

ЗАКОН

Хабаровского края

 

______________                                                                                                  № ________

г. Хабаровск

 

Об уполномоченном по защите прав
предпринимателей в Хабаровском крае
(первое чтение)

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 1. Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае

1. Должность Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае (далее также – уполномоченный) учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности,  зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории Хабаровского края (далее также – край), и субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории края.

2. Должность уполномоченного является государственной должностью края.

3. Уполномоченный в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Хабаровского края, настоящим законом, иными законами Хабаровского края и иными нормативными правовыми актами Хабаровского края.

4. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим от органов государственной власти края и органов местного самоуправления.

5. Уполномоченный при осуществлении своей деятельности
взаимодействует с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по
правам предпринимателей, органами государственной власти, органами местного
самоуправления, их должностными лицами, союзами, ассоциациями, иными объединениями субъектов предпринимательской деятельности Хабаровского края и иными лицами.

 

Статья 2. Задачи уполномоченного

Основными задачами деятельности уполномоченного являются:

1) защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

2) осуществление мониторинга соблюдения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности с целью выявления обстоятельств, отрицательно влияющих на развитие предпринимательства в крае;

3) взаимодействие с предпринимательским сообществом;

4) участие в формировании и реализации государственной политики в области развития предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

5) содействие развитию общественных институтов, ориентированных на защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности;

6) подготовка и направление ежегодного доклада о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории края и ежегодного доклада о результатах своей деятельности в этой сфере Губернатору края, Законодательной Думе края (далее – ежегодные доклады).

 

Глава 2. НАЗНАЧЕНИЕ НА ДОЛЖНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КРАЕ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ЕГО ПОЛНОМОЧИЙ

 

Статья 3. Назначение на должность уполномоченного

1. Уполномоченный назначается на должность Губернатором края по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и с учетом мнения Совета по предпринимательству, улучшению делового и инвестиционного климата Хабаровского края.

2. На должность уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, не моложе 30 лет, имеющее высшее образование, стаж работы на руководящих должностях в органах государственной власти Российской Федерации, в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления или организациях, деятельность которых связана с защитой прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, не менее двух лет либо опыт предпринимательской деятельности не менее пяти лет.

3. Уполномоченный не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, должности государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, заниматься другой оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной либо иной творческой деятельности.

4. Уполномоченный обязан прекратить деятельность, несовместимую с его статусом, не позднее четырнадцати дней со дня назначения на должность. В своей деятельности уполномоченный не может руководствоваться решениями политической партии или иного общественного объединения, членом которого он состоит.

5. Уполномоченный  назначается на должность сроком на 5 лет. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более двух сроков подряд.

6. Уполномоченный продолжает исполнять свои должностные обязанности до вступления в должность нового уполномоченного, за исключением случая досрочного прекращения полномочий.

 

Статья 4. Прекращение полномочий уполномоченного

1. Полномочия уполномоченного прекращаются:

1) с истечением срока полномочий;

2) в случае досрочного прекращения полномочий.

2. Полномочия уполномоченного прекращаются досрочно в случаях:

1) его смерти;

2) подачи письменного заявления о сложении полномочий;

3) освобождения его от должности за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

4) установленной в соответствии с медицинским заключением стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия уполномоченного;

5) признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

6) признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

7) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

8) его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

9) утраты им гражданства Российской Федерации;

10) несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

3. Досрочное прекращение полномочий уполномоченного осуществляется Губернатором края по согласованию с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации.

 

Глава 3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КРАЕ

 

Статья 5. Полномочия уполномоченного

1. В целях выполнения стоящих перед ним задач уполномоченный:

1) рассматривает жалобы субъектов предпринимательской деятельности, зарегистрированных в органе, осуществляющем государственную регистрацию на территории края, и жалобы субъектов предпринимательской деятельности, права и законные интересы которых были нарушены на территории края, на решения или действия (бездействие) органов государственной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, нарушающие права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности;

2) предоставляет по запросам Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей информацию о нарушениях прав и охраняемых законом интересов субъектов предпринимательской деятельности в Хабаровском крае и принятых мерах по их защите;

3) осуществляет сбор, изучение и анализ информации по вопросам обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на основании материалов, поступающих от органов государственной власти, государственных органов и органов местного самоуправления, жалобы субъектов предпринимательской деятельности, обобщает и анализирует жалобы для выявления повторяющихся жалоб;

4) информирует общественность Хабаровского края о состоянии соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, деятельности уполномоченного;

5) готовит и направляет ежегодные доклады Губернатору края, Законодательной Думе.

2. При осуществлении своей деятельности уполномоченный имеет право:

1) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления и у должностных лиц необходимые сведения, документы и материалы;

2) обращаться в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) органов государственной власти края, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц в случае, если оспариваемые ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности;

3) участвовать в обсуждении концепций и разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов края, касающихся предпринимательской деятельности, готовить заключения по результатам рассмотрения указанных проектов;

4) направлять в органы государственной власти края, органы местного самоуправления мотивированные предложения о принятии нормативных правовых актов (о внесении изменений в нормативные правовые акты или признании их утратившими силу), относящихся к сфере деятельности уполномоченного;

5) направлять Губернатору края мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти края;

6) направлять жалобы субъектов предпринимательской деятельности в уполномоченные органы или должностным лицам, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;

7) принимать с письменного согласия заявителя участие в выездной проверке, проводимой в отношении заявителя в рамках государственного контроля (надзора) или муниципального контроля;

8) направлять органам государственной власти края, территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций, в решениях и (или) действиях (бездействии) которых он усматривает нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, свое заключение, содержащее рекомендации о необходимых мерах по восстановлению нарушенных прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности и предотвращению подобных нарушений в дальнейшем;

9) информировать правоохранительные органы о фактах нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории края;

10) осуществлять иные действия в рамках своей компетенции в соответствии с федеральным законодательством и законодательством края.

 

Статья 6. Порядок рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности

1. Рассмотрение жалоб субъектов предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с порядком подачи и рассмотрения жалоб, принятия решений по ним, утвержденным уполномоченным с учетом требований законодательства Российской Федерации и особенностей, установленных настоящим законом.

2. Уполномоченный принимает решение о принятии  жалобы субъекта предпринимательской деятельности к рассмотрению или об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в течение десяти дней со дня ее поступления, о чем уведомляет субъекта предпринимательской деятельности в течение трех дней. В дальнейшем уполномоченный уведомляет субъекта предпринимательской деятельности о результатах реализации мер по восстановлению его нарушенных прав и законных интересов с периодичностью не реже одного раза в два месяца.

3. Уполномоченный направляет субъекту предпринимательской деятельности мотивированный отказ в принятии жалобы к рассмотрению при наличии в жалобе указания почтового и (или) электронного адреса субъекта предпринимательской деятельности по следующим основаниям:

1) текст жалобы, направленной в письменной форме, не поддается прочтению;

2) в жалобе содержится только тот вопрос, на который субъекту предпринимательской деятельности многократно давались уполномоченным ответы по существу в письменной форме в связи с ранее направляемыми жалобами, и при этом в жалобе не приводятся новые обстоятельства по этому вопросу;

3) ответ по существу поставленного в жалобе вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну.

4. В случае если в поступившей на имя уполномоченного жалобе не указаны фамилия, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый или электронный адрес субъекта предпринимательской деятельности, такая жалоба не подлежит рассмотрению.

5. По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный обязан выполнить одно или несколько из следующих действий:

1) разъяснить субъекту предпринимательской деятельности вопросы, касающиеся его прав и законных интересов, в том числе форм и способов их защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

2) передать жалобу в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу. Направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется, запрещается;

3) направить в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу, в решениях или действиях (бездействии) которых усматривается нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, заключение в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 5 настоящего закона;

4) обратиться в суд в случае и порядке, установленных пунктом 2 части 2 статьи 5 настоящего закона;

5) направить в органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации, наделенные федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обращение о привлечении лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 

Статья 7. Предоставление уполномоченному сведений, документов и материалов

1. Руководители и иные должностные лица органов государственной власти края, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в крае, органов местного самоуправления обязаны обеспечить прием уполномоченного, а также предоставить ему запрашиваемые сведения, документы и материалы в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения соответствующего запроса.

2. Ответ на обращение уполномоченного направляется за подписью должностного лица, которому оно непосредственно было адресовано.

3. Уполномоченный не вправе запрашивать сведения, документы и материалы, если такие сведения, документы и материалы ранее уже были ему представлены.

 

Статья 8. Информация о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности в крае

1. Уполномоченный направляет Губернатору края и в Законодательную Думу края ежегодные доклады по окончании календарного года, но не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.

2. Ежегодные доклады публикуются в средствах массовой информации и размещаются на официальном сайте уполномоченного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

 

Статья 9. Оказание содействия уполномоченному

1. При уполномоченном для оказания ему содействия могут создаваться общественный совет, общественные приемные, а также назначаться общественные помощники с учетом мнения Совета по предпринимательству, улучшению делового и инвестиционного климата Хабаровского края.

2. Персональный состав общественного совета, положения об общественном совете, общественной приемной и общественных помощниках утверждаются уполномоченным.

3. Деятельность общественного совета, общественных приемных и общественных помощников осуществляется на безвозмездной основе.

 

Глава 4. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КРАЕ

 

Статья 10. Аппарат уполномоченного

1. Для обеспечения деятельности уполномоченного создается аппарат уполномоченного.

В структуру аппарата уполномоченного входят лица, замещающие должности, отнесенные к должностям государственной гражданской службы края, а также лица, замещающие должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы края.

2. Аппарат уполномоченного осуществляет юридическое, организационное, финансовое, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности уполномоченного.

3. Уполномоченный и его аппарат являются государственным органом края с правом юридического лица, имеющим печать и бланки со своим наименованием.

4. Имущество, используемое уполномоченным и его аппаратом при осуществлении своей деятельности, находится в его оперативном управлении и является государственной собственностью края.

5. Уполномоченный:

1) руководит работой аппарата и утверждает положение о нем;

2) определяет численность, структуру и штатное расписание аппарата в пределах бюджетной сметы;

3) назначает на должность и освобождает от должности руководителя и сотрудников аппарата, распределяет между ними обязанности по направлениям деятельности;

4) решает иные вопросы деятельности аппарата.

6. По вопросам, связанным с деятельностью аппарата, уполномоченный издает приказы.

7. Сотрудникам аппарата, уполномоченным на проведение отдельных действий в ходе рассмотрения жалоб субъектов предпринимательской деятельности, должна быть выдана соответствующая доверенность за подписью уполномоченного.

8. Права, обязанности, ответственность и гарантии деятельности сотрудников аппарата уполномоченного, а также условия прохождения ими государственной гражданской службы определяются федеральными и краевыми нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе, а также законодательством Российской Федерации о труде.

 

Статья 11. Гарантии и денежное содержание уполномоченного

1. Уполномоченному предоставляются гарантии, аналогичные гарантиям, установленным Законом Хабаровского края от 27 ноября 2001 года № 349 «О Правительстве Хабаровского края» для членов Правительства края.

2. Денежное содержание уполномоченного приравнивается к денежному содержанию заместителя Председателя Правительства края.

 

Статья 12. Финансирование деятельности уполномоченного

1. Финансирование деятельности уполномоченного и его аппарата осуществляется за счет средств краевого бюджета.

2. Уполномоченный самостоятельно утверждает и исполняет бюджетную смету в пределах средств, предусмотренных законом о краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

3. Финансовая отчетность предоставляется уполномоченным в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и края.

 

Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 13. Место постоянного нахождения уполномоченного и его аппарата

Местом постоянного нахождения уполномоченного и его аппарата является город Хабаровск.

 

Статья 14. Вступление в силу настоящего закона

Настоящий закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

 

Первый заместитель председателя
Законодательной Думы
Хабаровского края
С.Л. Луговской

 

Комментарии

Здравствуйте, Общественная палата и участники обсуждения! Неплохая идея площадки для обсуждения законопроекта, только будет ли учтено все то, что здесь будут обсуждать? А на счет самого проекта закона могу сказать: насколько целесообразно введение такого органа сейчас? Может стоит подождать каких-то значимых результатов работы омбудсмена по бизнесу на уровне Российской Федерации?

Здравствуйте! Безусловно законопроект своевременный. На сегодняшний день местные предприниматели действительно нуждаются в квалифицированное защите и поддержке их прав в нашем регионе. В край заходят "игроки" крупного бизнеса, стремящиеся к монополизации и корпоративной консолидации во всех отраслях экономики края. Малому и среднему местному бизнесу необходимо перестраивать и модернизировать свои производства, повышать качественный и количественный уровень оказываемых услуг, это трудно сделать без реальной поддержки на уровне региона.
Кроме того в особенно сложной ситуации сейчас оказываются местные предприятия жилищно-коммунального хозяйства - добросовестные управляющие компании, на которые тяжелым грузом "наваливаются" и требования поставщиков энергоресурсов, и неплатежи собственников жилых помещений, и всевозможные контрольные органы.
Относительно полномочий вновь создаваемого органа по защите прав предпринимателей, возможно добавить такую обязанность, как ежеквартальное проведение уполномоченным в районных центрах выездных форумов/семинаров для местных предпринимателей. Необходимо работать с предпринимателями не только по письменным жалобам, но и в рамках обсуждения возникающих перед местным бизнес сообществом проблем, поиск возможных решений из непростых ситуаций.

Всем удачи в делах.

Добавить комментарий

Plain text

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Адреса страниц и электронной почты автоматически преобразуются в ссылки.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
CAPTCHA
Этот вопрос задается для того, чтобы выяснить, являетесь ли Вы человеком или представляете из себя автоматическую спам-рассылку.
CAPTCHA на основе изображений
Введите символы, которые показаны на картинке.