Рекомендации рабочей группы по правам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока комиссии по общественному контролю за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

22.10.2012
Состав: 
I состав (06.2012–06.2014)

 

Приложение
к протоколу заседания рабочей группы
от 22.10.2012 г.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ

рабочей группы по правам коренных малочисленных народов Севера,

Сибири и Дальнего Востока комиссии по общественному контролю за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Общественной палаты Хабаровского края

по проекту

Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации

 

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Пункт 5 нуждается в доработке в отношении унификации терминологии и приведения ее к устоявшейся правовой терминологии, содержащейся в законодательстве Российской Федерации, иначе потребуется внесение соответствующих изменений в ряд действующих законодательных актов Российской Федерации.

1. Введение понятия «политика согражданства», а также нового термина «согражданство» представляется необоснованным и предлагается их исключить. Достаточно вводимого далее понятия «общероссийская гражданская идентичность».

2. Термин «этнонация», содержащийся в понятии «этническая общность (народ, этнонация)», по тексту проекта Стратегии далее не используется, предлагается его заменить в этом контексте термином «этнос», который используется в тексте Проекта.

3. После понятия «коренные малочисленные народы Российской Федерации» включить понятие «коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока» в следующей редакции:

«коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока – народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями;».

4. Включить понятие «национальные меньшинства» в следующей редакции:

«национальные меньшинства – граждане Российской Федерации, относящиеся к нациям, имеющим национально-государственные образования, проживающие на территории Российской Федерации за пределами своих национально-государственных образований».

Раздел П. СОСТОЯНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ГРАЖДАНСКОГО ЕДИНСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

После пункта 12 включить пункт следующего содержания:

«_) Неприспособленность традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации к современным экономическим условиям, низкая конкурентоспособность традиционных видов хозяйственной деятельности, нарушение традиционного уклада жизни привели к снижению уровня их жизни, который в значительной степени ниже среднероссийского.

Требуется совершенствование законодательного регулирования традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, земельных отношений.».

Раздел III. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

1. Пункт 21 дополнить абзацем следующего содержания:

«формирование устойчивого развития коренных малочисленных народов Российской Федерации на основе социально-экономического развития территорий их проживания, сохранения традиционного образа жизни и хозяйствования».

2. Пункт 22 дополнить абзацем следующего содержания:

«комплексное решение задач социально-экономического и этнокультурного развития коренных малочисленных народов Российской Федерации».

3. В абзаце третьем пункта 23.2 исключить слова «, образовавшихся в результате объединения,».

4. В пункте 23.3:

1) в абзаце пятом слова «политики согражданства» заменить словами  «политики укрепления общероссийской гражданской идентичности»;

2) в абзаце шестом слова «национальные общественные организации» исключить, так как в российском законодательстве нет такого понятия. 

5. В пункте 23.4:

1) в абзаце втором после слов «основанных на сочетании» включить слова «государственной поддержки,»;

2) в абзаце третьем после слова «национальных» включить слова «, в том числе традиционных,»;

3) в абзаце четвертом после слов «здравоохранения и образования»  включить слова «, в том числе для коренных малочисленных народов Российской Федерации».

4) дополнить абзацами следующего содержания:

«реализации Концепции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;

принятия федеральной программы развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации с целью улучшения демографических показателей, сохранения традиционного образа жизни, развития традиционной хозяйственной деятельности, улучшения медицинского обслуживания, сохранения этнической культуры, языка».

6. В пункте 23.5:

1) в абзаце седьмом после слов «Российской Федерации» включить слова «объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации,»;

2) дополнить абзацем следующего содержания:

«включения в федеральную программу «Культура России» подпрограммы «Культура коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

7. Пункт 23.6 дополнить абзацем следующего содержания:

«содействовать сохранению родных языков коренных малочисленных народов Российской Федерации».

8. В пункте 23.7 абзац шестой после слов «учета интересов коренного населения» включить слова «, особенно коренных малочисленных народов, чей традиционный образ жизни тесно связан с использованием ресурсов исконной среды обитания,».

9. Пункт 23.8. после абзаца шестого дополнить абзацем следующего содержания:

«поддержки средств массовой информации на языках коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Раздел VI. ЭТАПЫ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ

Считаем, что основные задачи государственной национальной политики должны быть распределены по этапам, указанным в п.35.

 

Руководитель рабочей группы
Общественной палаты Хабаровского края,
президент АКМНС Хабаровского края                                                         Л.В. Пассар