Состоялись общественные слушания по обсуждению экономических вопросов с участием И.И. Шувалова, в которых принял участие Председатель комиссии по экономическому развитию С.Н. Мазунин

07 апреля 2015

Тезисы выступления Председателя комиссии по экономическому развитию С.Н. Мазунина

 

«Совершенствование механизмов компенсации затрат работодателей, осуществляющих деятельность в районах Дальнего Востока»

Дальний Восток всегда был и остается важной для страны территорией. В настоящее время вектор государственной политики направлен на развитие территорий Сибири и Дальнего Востока. В послании Федеральному Собранию РФ Президент Владимир Путин обозначил, что Дальний Восток и Сибирь  - колоссальный потенциал развития страны. В настоящее время одним из приоритетов в развитии дальневосточной территории является достижение цели по увеличению заработной платы жителей региона на 30% выше, чем в среднем по стране и по однозначному увеличению населения на 1,5 миллиона человек.

Мы считаем, что для бизнеса региона необходимо создать особые преференции. Чтобы действительно привлечь сюда людей. Мы потеряли большое количество жителей, не можем же мы потерять всех.

Исторически сложилось так, что переселенцам на Дальний Восток и его жителям всегда предоставляли льготы и преференции. С течением времени были урезаны или отменены северные надбавки, унифицировано экономическое пространство с остальной Россией, сокращены федеральные программы поддержки и закрепления дальневосточного населения. Современное «единое экономическое и социальное пространство» страны ощутимо разделено границей между Дальним Востоком и остальной территорией России.

Как, уже отмечалось, ранее все меры компенсации относились к государственным гарантиям. Номинально они существуют и сейчас. Однако, они реализуются неэффективно. Фактически, они постепенно, что называются, ложатся на «плечи» бизнеса, обязывая работодателя компенсировать, предусмотренные законом «северные» льготы.

Все эти затраты включаются в себестоимость товаров и услуг, тем самым снижая конкурентоспособность бизнеса на Дальнем Востоке.

В настоящее время, существует два подхода к изменению ситуации в лучшую сторону.

С одной стороны, необходимо снять финансовую нагрузку с работодателей – представителей малого и среднего бизнеса, с другой – сохранить установленные нормы и механизмы компенсации. Тогда и бизнес в регионе будет развиваться более эффективно, и государство свои обязательство выполнит, и работники будут получать достойные гарантии.

К таким льготам относятся:

1) северная надбавка и районный коэффициент;

2) дополнительный оплачиваемый отпуск;

3) компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту проведения  отпуска и обратно;

4) компенсации расходов, связанных с переездом с северных территорий и другие.

 

Наши предложения:

Сегодня, созданная Дирекция «ОПОРЫ РОССИИ» по ДФО, начала проработку вариантных решений по конкретным механизмам компенсации затрат работодателей, функционирующих в районах Дальнего Востока связанных с предоставлением государственных гарантий и компенсаций работникам за счет средств федерального бюджета.

1) Источником компенсаций может быть налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Одним из вариантов, является полная отмена НДФЛ на территории ДФО. А, оставшиеся в распоряжении дополнительные доходы у работников, компенсируют им расходы,  связанные с предоставлением северных льгот.

2) Другой вариант, вычеты по НДФЛ. По аналогии, существующих механизмов  вычетов расходов на лечение, обучение и приобретения жилья в собственность, предусмотреть вычеты расходов, связанных с  расходами работников на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно и другие.

3) В свою очередь, необходимо предусмотреть в составе федеральных трансфертов, которые направляются в региональные бюджеты для компенсации выпадающих доходов, связанных, в том числе, с обеспечением государственных гарантий для населения Дальнего Востока.

Все это необходимо посчитать, провести анализ и подготовить аргументированные предложения. Мы сегодня, привлекли Институт экономических исследований ДВО РАН. Есть уже предварительные расчеты и предположения. К примеру, направляя на компенсацию транспортных расходов из региональных бюджетов ДФО, регионы обеспечивают сохранение притока налоговых доходов, не допуская ликвидации предприятий. И, на каждый 1 рубль компенсационных выплат обеспечивает поступление примерно 2,8 рубля в доходную часть бюджета и сохранение производства ВРП в размере 14,4 рублей.

Приглашаю всех для выработки вариантных предложений по решению стоящих задач.