Выступление председателя комиссии Общественной палаты Хабаровского края по развитию гражданского общества Ю.В. Березутского на заседании общественного совета НКО при Губернаторе Хабаровского края

09 июня 2015

«Об организации и проведении Дальневосточного гражданского форума – 2015»

Общественная палата Хабаровского края совместно с институтами гражданского общества, Правительством Хабаровского края выходит с инициативой организации и проведения Дальневосточного гражданского форума «Гражданская инициатива» в октябре 2015 года.

Цель форума – открытый диалог и консолидация усилий представителей общественных организаций и объединений, бизнес-сообщества, СМИ, органов гос. власти и местного самоуправления для формирования современного гражданского общества, развития гражданских инициатив и роста гражданского самосознания.

Актуальность форума обусловлена, прежде всего, необходимостью развития гражданского общества, которое выступает главной характеристикой демократического общества, цель которого заключена в трех главных составляющих:

1. Это люди и их социальная активность – их участие в жизни территории, на которой они живут, учатся, работают. Т.е. их неравнодушие к происходящему.

2. Это деятельность разнообразных общественных структур – организаций, объединений, советов, СМИ.

3. Это возможности участия граждан и общественных структур в принятии решений, касающихся жизнедеятельности общества, возможности влияния на протекающие в обществе процессы.

В.В. Путин в своем Послании подчеркнул, что «мы должны поддержать гражданскую активность на местах, в муниципалитетах, чтобы у людей была реальная возможность принимать участие в управлении своим посёлком или городом, в решении повседневных вопросов, которые на самом деле определяют качество жизни».

В связи с этим важно дать краткую характеристику этим ключевым элементам гражданского общества у нас, в Хабаровском крае. Детальный анализ состояния гражданского общества Общественной палатой Хабаровского края проведен и представлен в «Докладе», который размещен в открытом доступе на сайте палаты. Поэтому сделаю лишь наиболее важные выводы.

Безусловно, нельзя не замечать тех положительных тенденций, которые сегодня в крае мы можем наблюдать.

В Хабаровском крае активно развивается деятельность общественных организаций и объединений, особенно социально ориентированной направленности. Увеличивается количество зарегистрированных общественных структур, возрастает количество добровольцев, принимающих участие в их деятельности, возрастает количество реализованных общественными структурами социальных проектов и количество жителей края, охваченных этими проектами, получившими помощь и поддержку.

У граждан и представителей общественных структур сегодня появились новые возможности участия в принятии управленческих решений, затрагивающих актуальные проблемы их жизнедеятельности. Активное развитие получили и в ближайшем будущем еще получат формы участия граждан в общественном контроле, в составе общественных экспертных и консультационных советах при органах государственной власти и местного самоуправления.

В крае действует Государственная целевая программа «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае» на 2013-2020 гг.». В целом оценки экспертов, как и представителей органов исполнительной власти, реализующих Программу, отражают достаточно высокую степень ее эффективности.

Раскрывая особенности развития гражданского общества важно отметить следующее. Двумя важными фундаментальными основами гражданского общества, которые могут повлиять как на социальную активность, так и на протестные настроения – это актуальность тех или иных проблем в жизни жителей и соблюдение прав и свобод граждан.

Первое – проблемы. При всей фиксируемой социологами положительной динамики уровня и качества жизни жителей Хабаровского края (35% - отмечают об улучшении их жизни; 40% - не изменился; 22% - ухудшился), возрастают и ожидания граждан, их желание в улучшении условий и качестве жизни, наконец, требования. Абсолютное большинство жителей края волнуют социально-экономические проблемы: рост цен на товары и услуги (57%); рост цен на услуги ЖКХ (49%); жилищная проблема (40%); дороговизна и низкое качество лечения (40%); благоустройство дворов, улиц (35%). Социальное самочувствие выступает в конечном итоге удовлетворенностью деятельностью органов власти.

Все это требует более открытого диалога власти с обществом. И сегодня такой диалог крайне востребован, особенно в рамках инициированного гражданского форума. Поскольку оценки жителей края власти, ее деятельности в большинстве своем носят отрицательный характер: лишь пятая часть опрошенных жителей края обычно одобряют или поддерживают в повседневной жизни действия властей; лишь каждый третий (36%)  доверяет власти; лишь каждый третий (37,3%) - считает, что власть действует в соответствии с интересами населения.

Второе – это права и свободы граждан. В большей степени жители отмечают о нарушении социально-экономических прав, в меньшей степени отражено нарушение политических прав. Нарушаются больше всего права на охрану здоровья (11,6%), на социальное обеспечение (8,6%), на жилище (7,1%), на труд (5,8%), на отдых (5,6%).

Тематика обращений жителей к Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае, в целом, соответствует выявленным нашим тенденциям. Более 35,2 % обращений подано Уполномоченному в связи с нарушениями социальных прав (из них 61,7% – нарушение прав на жилище и коммунально-бытовое обслуживание, 17% – социальное обеспечение, 11,5% – охрана материнства и детства и 9,1% – здравоохранение).

Жители, которые отметили о нарушении и ущемлении их прав и свобод, демонстрируют большую гражданскую активность, однако, эта активность в большей степени носит более высокий протестный характер.

Таким образом, проблемы жителей края и соблюдение их прав и свобод – должны стать на площадках гражданского форума основой формирования повестки дня гражданского общества.

Хотелось бы остановиться и на трех составляющих гражданского общества, упомянутых ранее: социальная активность, деятельность общественных структур и их влияние на принятие решений.

Социальная активность. Важно отметить, что проведенный анализ показал, что наше общество, характеризуется тремя состояниями:

1. Социально конструктивное (20-30%) – граждане проявляют гражданские инициативы, участвуют в жизни общества, им заметны партнерские отношения власти и общества, они ощущают позитивные изменения.

2. Нейтральное (индифферентное – 50-70%) – безучастное отношение, распространено неверие в улучшение жизни, возможности влияния на события, чувство отчужденности между властью и обществом.

3. Протестное – (10-15%) – активность переходит в различные формы протестов, обращения в СМИ, в суды и прокуратуру, митинги и акции протеста. Неверие и ухудшение жизни.

Открытый диалог власти и общества, выработка и принятие совместных эффективных решений, направленных на повышение уровня и качества нашей жизни, - вот основа развития гражданского общества. Именно диалог позволит создать условия для развития социально-конструктивного участия жителей, нежели протестного, или еще хуже – индифферентного.

Общественные организации и объединения. В Хабаровском крае зарегистрировано более 2,5 тыс. НКО, за последние два годы их численность выросла на 6%. Это и благотворительные организации, и СОНКО, и общественные фонды, и правозащитные организации, и политические партии. В то же время экспертные оценки свидетельствуют, что реальными субъектами гражданского общества является не более 100-150 организаций края.

Даже сами эксперты (руководители общественных структур) навали лишь несколько авторитетных организаций («Взлет», «Аридонс», «Ассамблея народов Хабаровского края», «Красный Крест», «Мой край», «Союз женщин», «Российский детский фонд», «Зеленый дом», «Дальневосточный научный центр местного самоуправления»).

При этом эксперты отметили о том, что за последние годы в Хабаровском крае возросло количество реализованных социальных проектов НКО (60%), количество граждан, охваченных социально значимыми проектами (60%), количество активистов НКО (58%), количество добровольцев НКО (58%), количество НКО в крае (56%). Однако в меньшей степени эксперты отметили о росте такого важного для развития гражданского общества показателя, как «количество решений органов местного самоуправления муниципальных образований, принятых по инициативе групп граждан, НКО» - лишь 38%.

При этом важной характеристикой состояния институтов гражданского общества, кроме их влияния на принятие решений и на решение проблем, выступает оценка населения: информированность, доверие, участие. Результаты исследования свидетельствуют о крайне слабом информационном присутствии общественных объединений и организаций Хабаровского края в медиапространстве, что не позволяет формировать у населения представление о деятельности таких организаций, их роли в жизни общества, наконец, о роли каждого жителя в решении актуальных социальных проблем края. Так, по-прежнему около 90% опрошенных ничего не слышали о действующих в их населенном пункте общественных объединениях и организациях.

И, наконец – третья важная характеристика гражданского общества - оценка общества возможности влиять на происходящие процессы. Анализ возможностей жителей края, общественных структур показал, что форм проявления гражданских инициатив, возможностей участия граждан сегодня достаточно много в самых различных сферах. На предприятиях, в экономической сфере – профсоюзы, общественные объединения предпринимателей. В ЖКХ – ТСЖ, домовые комитеты. В культуре и духовной сфере – религиозные, национальные объединения. В социальной сфере – НКО, СОНКО. В политической сфере – партии. Большую роль начинают играть ОП ХК и ОНФ.

В то же время сохраняется высокая степень неверия населения в действенность и эффективность правовых и институтов гражданского общества. Большая часть жителей края (57%), от числа тех, кто никуда не обращался за защитой своих прав, в качестве причины отметили «все равно ничего не добьешься». Меньшая часть жителей отмечает об эффективности различных форм отстаивания интересов граждан, защиты их прав и свобод: сбор подписей для обращения в органы власти (43,4% считают эффективным способом); участие в выборах (33,8%); участие в деятельности политических партий (23,3%); участие в работе общественных организаций и объединений (26,4%); участие в митингах, пикетах, забастовках (23,3%); распространение информации в социальных сетях, блогах (39,0%). Все это актуализирует построение партнерских взаимоотношений между властью и обществом.

Так, при партнерстве с краевыми органами власти в ноябре 2014 года было проведено значимое мероприятие – Форум общественно-государственного сотрудничества «Гражданская инициатива», в работе которого приняли участие порядка 70 представителей общественных структур, органов власти и СМИ, которые в течение двух дней выработали 47 инициатив (от маленьких и конкретных – повышение прозрачности конкурсных процедур отбора проектов СОНКО, до крупных – создание ресурсного центра и Дома НКО). Как раз, в настоящее время, Общественная палата края проводит аналитическую работу по оценке и анализу воплощения этих идей и предложений. Надеемся к июлю эту работу завершить. Эта информация позволит актуализировать направления и содержание основных направлений октябрьского дальневосточного гражданского форума.

В то же время считаем целесообразным на площадках предстоящего форума обсудить состояние и перспективы развития гражданского общества в рамках 10 важных направлений:

1. Актуальные проблемы жителей Дальнего Востока России как основа формирования повестки дня гражданского общества.

2. Социальная активность граждан и ее роль в развитии гражданского общества.

3. Государственная поддержка СОНКО. в том числе и на муниципальном уровне.

4. Механизмы обратной связи гражданского общества и власти.

5. Роль общественных советов в принятии управленческих решений.

6. Развитие общественного контроля и роль Общественных палат в его реализации.

7. Информационная политика и роль СМИ в развитии гражданского общества.

8. Социально ответственный бизнес как институт гражданского общества.

9. Ярмарка социальных проектов и гражданских инициатив в субъектах РФ ДФО.

10. Патриотическое воспитание как социальный заказ современности.

Формат форума предлагается провести в масштабах Дальнего Востока. Такой формат позволит не только привлечь большее внимание общественности, повысить роль гражданского общества, но и повысит авторитет нашего края в развитии гражданского общества, построении партнерского диалога и партнерских отношений власти и общества. С одной стороны, нам есть, что показать другим субъектам ДФО, но и есть желание учиться, желание посмотреть и взять на вооружение положительный опыт других территорий. Такая широкая общественная дискуссия в масштабах Дальнего Востока позволит развивать гражданское общество на новом качественном уровне.

В заключении хочется подчеркнуть, когда мы говорим о развитии гражданского общества, то необходимо понимать, что ответственность за эти процессы несет не только власть и ее представители, но и сами граждане, институты гражданского общества, СМИ, социально ответственный бизнес. Мы призываем все общество активно и конструктивно включаться в развитие гражданского общества, что позволит качественно изменить условия и уровень нашей жизни.