03 июня 2015 года | г. Хабаровск |
Общественной палатой Хабаровского края совместно с Уполномоченным по правам ребенка в крае 03 июня 2015 г. проведен круглый стол на тему: «О защите прав детей и профилактике социального сиротства».
В его работе приняло участие 25 чел.: члены Общественной палаты Хабаровского края, представители краевых органов исполнительной и законодательной власти, представители общественных организаций, средств массовой информации, эксперты по вопросам защиты прав детей.
Основные цели круглого стола – оценка текущего состояния защиты прав детей и профилактики социального сиротства в Хабаровском крае. Обсуждение актуальных проблем защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей и обмен опытом работы в области профилактики социального сиротства, развитии семейных форм устройства детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; вопросы предупреждения семейного и иных форм насилия и жестокого обращения в отношении детей; межведомственной координации деятельности в сфере защиты детства; вовлечения некоммерческих общественных объединений в решение проблем детства.
Участники круглого стола отметили, что проблема социального сиротства является одной из наиболее актуальных в России. Ежегодно в России десятки тысяч детей лишаются родительского попечения. Не исключение и Хабаровский край. В 2014 году лишены родительских прав 1 205 человек. Всего на начало 2015 года число детей сирот детей, оставшихся без попечения родителей, составило 7 693 человек, из которых более 80 % - сироты при живых родителях. По статистике только 20% сирот, выходящих во взрослую жизнь, находят себя в нормальной жизни. Решение вопросов профилактики социального сиротства, внедрения инновационных моделей деятельности в этом направлении, таких как: социальные приюты, социально-реабилитационные центры и центры помощи семьи и детям, кризисные центры для женщин, родительские школы требует координации усилий и тесного взаимодействия различных ведомств. Опыт других регионов показывает, что к решению проблем профилактики сиротства можно привлекать такие учреждения как центры детского творчества и дополнительного образования, детские больницы и некоммерческие общественные организации.
В ходе обсуждения участниками отмечено, что в Хабаровском крае имеется достаточная законодательная и нормативно-правовая база, которая основана на национальной политике в области социальной защиты, но при этом недостаточно эффективна и результативна работа по профилактике социального сиротства, слабо используются методы измерения потребности семей с детьми в социальных услугах.
На региональном уровне пока недостаточно обеспечены жильем дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и лица из их числа. Серьезной проблемой молодых семей продолжает оставаться слабое материальное обеспечение и бытовая неустроенность, отсутствие у будущих родителей работы, неполные семьи.
Острой считается проблема абортов, в том числе среди несовершеннолетних.
Усилились тенденции устранения семьи от вопросов нравственного воспитания. При этом антисоциальное, безнравственное, антиобщественное поведение родителей закладывает разрушительные установки в сознание юношей и девушек - будущих матерей и отцов.
Кроме того, в структуре младенческой смертности каждый третий случай – гибель новорожденных на дому в социально-неблагополучных семьях.
Участники круглого стола выработали согласованные предложения по перспективным направлениям защиты прав детей и профилактики социального сиротства в Хабаровском крае и вносят в качестве рекомендаций следующие предложения:
Законодательной Думе Хабаровского края:
- Предложить провести мониторинг действующего регионального законодательства, направленного на реализацию права каждого ребенка на семью и всестороннюю поддержку семей с детьми: экономическую, социальную, информационно-культурную с целью определения критериев эффективности решения вопросов профилактики социального сиротства и семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Органам исполнительной власти края:
- Рекомендовать изучить опыт построения сбалансированной системы органов и организаций в области защиты прав и законных интересов детей с единым органом, осуществляющим формирование политики и координацию деятельности участников процесса по профилактике социального сиротства и семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- Предложить разработать и утвердить регламент взаимодействия профильных органов государственной власти между собой и общественными объединениями в сфере оказания помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;
- Рассмотреть возможность обеспечения межведомственного комплексного подхода к решению проблемных вопросов в сфере охраны физического и психического здоровья семьи, материнства, отцовства и детства, в том числе в части совершенствования (развития) системы психологического сопровождения беременных женщин, отцов и матерей, включающей центры здоровья, клиники, дружественные молодежи, кабинеты здоровья в школах, детские поликлиники, медико-социальные службы, кабинеты или отделения деистских поликлиник.
- Активнее привлекать общественные объединения и традиционные религиозные конфессии для работы по социальному и психологическому сопровождению беременных женщин и участию в воспитании школьников в духе ответственного отношения к своим будущим семейным и родительским обязанностям, к рождению и воспитанию детей;
- Разработать комплекс мер по формированию у населения, в том числе среди несовершеннолетних, системы ценностей, ориентированной на ответственное отношение к созданию семьи и выполнению родительских обязанностей.
- Предложить продолжить сотрудничество с Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, по реализации модельной программы социального сопровождения семей с детьми, в том числе приемных и замещающих семей.
- Рассмотреть возможности для открытия групп дневного пребывания для детей, социальных гостиниц для беременных женщин и женщин с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации.
- Рекомендовать регулярно проводить мониторинг причин отказа от ребенка младенческого возраста и вторичном сиротстве и на его основе строить программы профилактики этого явления в крае.
- Предложить рассмотреть эффективность принимаемых мер по реформированию и реорганизации сети учреждений для детей-сирот. Использовать возможность перепрофилирования их в кризисные центры, центры сопровождения семей. Обеспечить открытость для общества функционирование таких учреждений.
- Рекомендовать использовать СМИ и интернет для формирования позитивного восприятия института семейного устройства детей-сирот, расширение доступа граждан к корректной информации о детях, которые могут быть устроены в семьи, привлекая к этой работе общественные организации и объединения.