Об эффективности специальной оценки условий труда

28 июня 2015

25 июня 2015 года состоялось заседание круглого стола регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» в Хабаровском крае по теме: «Эффективность специальной оценки условий труда для предприятий малого бизнеса в непроизводственных сферах деятельности».

В заседании круглого стола приняли участие члены рабочей группы «Честная и эффективная экономика», представители и эксперты общероссийской общественной организации поддержки малого и среднего бизнеса «ОПОРА РОССИИ», уполномоченный по защите прав предпринимателей в Хабаровском крае, члены Общественной палаты Хабаровского края,  Роспотребнадзора, государственной инспекции по труду, Хабаровского краевого объединения профсоюзов, комитета по труду и занятости Правительства края, министерства экономического развития края, специализированных организаций и представители малого бизнеса.

С 1 января 2014 года вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым в Трудовой кодекс Российской Федерации  внесены поправки, упраздняющие процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводящие процедуру специальной оценки условий труда.

Предметом регулирования Федерального закона №426-ФЗ являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных государством нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Обязанность по проведению СОУТ возложена на работодателя статьей 212 ТК РФ. 

Такие новеллы законодательства РФ об охране труда, как нормы закона №426-ФЗ, содержащие положения об идентификации производственных факторов на рабочих местах и декларировании соответствия условий труда были направлены на облегчение положения предпринимателя, в условиях обязательности проведения СОУТ. При этом в случае декларирования соответствия условий труда работодатель освобождается от необходимости проведения дорогостоящих процедур по исследованию и измерению потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, что позволит существенно снизить затраты малых предприятий.

Однако, как выясняется при анализе процедуры проведения спецоценки условий труда, рабочих мест, по которым работодатель вправе представить такую декларацию, практически нет.

По правилам, установленным Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», если при идентификации рабочих мест не выявлены вредные (опасные) производственные факторы, работодатель подает в государственную инспекцию труда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация соответствия условий труда – документ, являющийся фактическим свидетельством того, что на конкретных рабочих местах требования трудового права соблюдены в полной мере. 

Результатом проведения идентификации, которую в обязательном порядке проводит специалист (эксперт) специализированной организации, является заключение эксперта и только от него зависит, будут выявлены вредные и/или опасные факторы или нет. Мнение членов комиссии, не учитывается. Наделяя экспертов коммерческих организаций избыточными полномочиями, законодатель ставит предпринимателя в прямую зависимость от мнения эксперта, которое при определенных обстоятельствах может являться субъективным и направленным в рамках своей специализации на зарабатывание денег за счет заказчика - предпринимателя. 

В современных условиях развития бизнеса, исходя из принципа добросовестности ведения бизнеса, когда государство постепенно переходит от разрешительного на уведомительный порядок организации и ведения бизнеса, система наказания  за не проведение СОУТ ужесточена до предела. Фактически для работодателя проведение СОУТ на сегодняшний день, это в первую очередь желание избежать административной ответственности по ч.2 статьи 5.27.1 Кодекса РФ об административных нарушениях, в рамках которой предусмотрены и предупреждения и штрафный санкции. Однако система предупреждений зачастую не работает.

По итогам обсуждения обозначенных вопросов, не ставя под сомнение необходимость проведения специальной оценки условий труда на производственных предприятиях, участники круглого стола пришли к мнению о том, что возложение обязанности по организации и финансированию специальной оценки условий труда на субъекты малого и среднего предпринимательства в непроизводственной сфере  дополнительно ухудшает условия ведения предпринимательской деятельности. Кроме того, безусловно, необходима доработка методики проведения СОУТ.

Участники круглого стола предложили:

1. В целях упорядочения применения штрафных санкций, внести дополнения в ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ «Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации» в следующей редакции:

- «Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение – влечет за собой предупреждение, если правонарушение совершено впервые и при этом не причинен вред ; наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц от шестидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей, если правонарушение совершено повторно и при этом не причинен вред.

2. Для того чтобы появилась реальная возможность осуществлять декларирование условий труда:

- законодательно разрешить эксперту специализированной организации при  проведении идентификации условий труда работников непроизводственной сферы определять наличие рабочих мест, потенциально соответствующих 1 и 2 классу условий труда, не проводя никаких замеров, с дальнейшим декларированием условий труда на выявленных рабочих местах;

- внести изменения в процедуру специальной оценки условий труда, количественно ограничив специальные замеры. «Если на рабочем месте имеется лишь один опасный и (или) вредный производственный фактор (причем устранимый), следовательно, будет проводиться только один замер. При условии, что результаты замера будут соответствовать норме, такое рабочее место и аналогичные ему, смогут попасть под декларацию»;

- право принятия решений о необходимости проведения специальных замеров по итогам идентификации возложить на членов комиссии по организации и проведению СОУТ на предприятии.

3. Для повышения уровня знаний предпринимателей малого бизнеса в сфере охраны труда, проводить обучающие профильные семинары с привлечением специализированных организаций, осуществляющих услуги в сфере охраны труда, специалистов контрольных и надзорных органов власти.

Материал представлен

членом Общественной палаты

Хабаровского края

 С.Н. МАЗУНИНЫМ