Открытость и информационное освещение работы общественных советов

26 августа 2015

Выступление председателя комиссии Общественной палаты Хабаровского края по развитию гражданского общества Ю.В. Березутского на круглом столе: «Общественные советы при исполнительных органах государственной власти и органах местного самоуправления Хабаровского края: состояние, проблемы и перспективы развития», проведенного 24 августа 2015 г.

Открытость и информационное освещение
работы общественных советов

Сегодня всё чаще мы слышим о гражданском обществе, его роли в социально-экономических процессах. Одним из важных элементов построения гражданского общества являются общественные советы, создаваемые при органах государственной и муниципальной власти из числа представителей общественности, экспертного сообщества в целях выстраивания конструктивного партнерского взаимодействия по оценке и влиянию на принимаемые управленческие решения, затрагивающие интересы граждан.

Общественной палатой Хабаровского края в 2015 году был представлен общественности «Доклад о состоянии и развитии гражданского общества в Хабаровском крае в 2014 году». Поскольку Общественные советы являются одним из важных структурных элементов гражданского общества, им в Докладе был посвящен отдельный аналитический раздел. В то же время в нем был представлен анализ лишь общественных советов при краевых органах исполнительной власти. В текущем году, в рамках подготовки очередного Доклада, запланирован анализ более широкий, в т.ч. и по общественным советам, действующим при органах муниципального управления.

В целом, проведенный анализ деятельности общественных советов при органах исполнительной власти Хабаровского края выявил ряд основных тенденций и проблем, что, в свою очередь, является основанием для повышения эффективности их работы.

Во-первых, инициатива создания общественных советов принадлежит в основном органам власти, что вызывает низкий уровень доверия им в общественном сознании. Так согласно результатам наших исследований лишь 26% жителей края считаю эффективным участие в деятельности общественных структур. Только 16,8% респондентов высказались о своем доверии общественным советам, большинство опрошенных (52,1%) затруднились. Что свидетельствует об отсутствии в информационном пространстве деятельности общественных советов и результатах этой деятельности. Причин недоверия две – это отсутствие информации и отсутствие результатов их деятельности. Здесь как мне представляется должна активизироваться роль Общественной палаты Хабаровского края, как общественного института, по развитию создания общественных советов в тех властных структурах, где они еще не созданы, но их создание было бы целесообразным.

Во-вторых, в целом можно говорить о достаточно независимом составе общественных советов. В деятельности общественных советов края задействовано 172 человека: представители некоммерческих организаций - 43,6%; представители профильных организаций - 28,5%; представители образовательных и НИИ - 11,6%; эксперты 4,1%; члены Общественной палаты Хабаровского края 3,5%; представители СМИ 3,5%; представители федеральных и краевых учреждений и предприятий 2,9%; представители муниципальных органов власти 1,2%; представители исполнительных органов власти и Общественного Совета при Губернаторе края 0,6% и др.

В-третьих, в свободном доступе нормативно-правовая информация об общественных советах представлена не в полном объеме, а также не хватает сведений о реальной деятельности общественных советов, что свидетельствует о некоторой информационной закрытости общественных советов. Так, 76% советов разместили Положения об общественных советах, 88% - информацию о составе общественных советов, лишь 41% - протоколы заседаний и 12% - планы заседаний на следующий год. Мы здесь даже не говорим об отсутствии таких документов, которые бы отражали результаты деятельности общественных советов, связанные главным образом с принятием тех или иных предложений, разработанных общественными советами для властных структур.

В-четвертых, анализ размещенных протоколов о деятельности общественных советов показал, что в большей степени пока еще советы обсуждают организационные вопросы своей деятельности, знакомятся с нормативной базой, аналитическими материалами о деятельности органа власти, выстраивают планы своей работы. Конечно, на это есть и объективные факторы. Активно создаваться общественные советы в большинстве своем начали последние 1-2 года. Тем не менее, лишь в протоколах трети советов отражены рекомендации и предложения для органов власти.

Исходя из этого, важно подчеркнуть, что главная функция и задача деятельности любого общественного совета, как и любой другой общественной структуры, функционирующей в тесном партнерстве и взаимодействии с органами власти, заключается в возможностях конструктивного влияния на принятие управленческих решений. Если есть такой результат – значит, есть эффективность, есть доверие и желание включаться в такую работу. Если нет этого результата, то и рассчитывать на их эффективность в качестве института гражданского общества не придется.

Отсюда важными задачами в повышении эффективности работы общественных советов должны стать разработка конкретных практических предложений и рекомендаций для властных структур; выстраивание информационной работы по результатам своей деятельности в Интернет-пространстве и СМИ; более активно привлекать к своей работе представителей общественности и экспертного сообщества.

Фото Ксении Фроловой