Вопросы совершенствования закона о региональных общественных палатах обсудили в Совете Федерации за круглым столом

25 мая 2017

В мероприятии принял участие заместитель председателя Общественной палаты Хабаровского края – руководитель Рабочей группы по общественному контролю Андрей Белоглазов.

22 мая в Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «О практике реализации Федерального закона «Об общих принципах организации общественных палат субъектов Российской Федерации».

Мероприятие провела заместитель председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмила Бокова.

Сенатор напомнила, что закон был разработан на площадке Общественной палаты РФ, прошел через публичное обсуждение с участием экспертов: «Совет Федерации выступил инициатором его принятия. А ранее по инициативе сенаторов начала действовать модель, при которой представители региональных общественных палат составляют половину от общего числа членов Общественной палаты РФ».

Как отметила законодатель, общественные палаты работают во всех регионах, включая Республику Крым и город Севастополь. «Однако до принятия Закона вопросы формирования этих палат и правовых гарантий деятельности регулировались нормами регионального законодательства, что затрудняло выполнение ими функции общественного контроля. В ряде регионов не был определен порядок формирования бюджета общественных палат, финансирования их аппарата, предоставления помещений».

В связи с этим, а также учитывая возрастание роли и значения общественных организаций в политическом процессе, подчеркнула Людмила Бокова, возникла необходимость унификации порядка деятельности региональных общественных палат. «С 1 января этого года Закон вступил в силу. И сегодня уже можно подвести первые итоги его применения».

По словам парламентария, ряд регионов указывают на сложности с формированием общественных палат. «Например, связанные с отбором одной трети их членов из числа кандидатур от зарегистрированных в субъекте Федерации общественных объединений. На многих территориях таких организаций регистрируется недостаточно. Есть и специфические проблемы. Так, в Республике Крым отмечаются проблемы с выполнением требования о минимальном трехлетнем сроке деятельности некоммерческой организации в сфере представления и защиты прав профессиональных и социальных групп».

«Отдельные субъекты Федерации указали на проблемы с финансированием деятельности региональных общественных палат и их аппаратов. А в некоторых регионах аппараты общественных палат не отнесены к числу государственных учреждений», — добавила сенатор.

Она рассказала о поступивших из регионов предложениях по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность региональных общественных палат. «Ряд инициатив касается порядка формирования, сроков полномочий региональных общественных палат и требований к их членам. Поступили предложения установить точный срок, по истечении которого прекращаются полномочия члена общественной палаты в случае его неспособности участвовать в работе по состоянию здоровья. Отдельные предложения направлены на расширение полномочий региональных общественных палат, часть предложений касается деятельности аппаратов палат субъектов Российской Федерации».

Сенатор напомнила, что согласно действующему законодательству, региональные общественные палаты наделены статусом субъекта общественного контроля над органами власти. «Одними из наиболее востребованных направлений деятельности региональных общественных палат является контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства, госзакупок, качества и доступности социальных объектов и услуг. Однако пока данный механизм не во всех регионах используется в полной мере. Ряд поступивших из регионов предложений касается участия региональных палат в осуществлении общественного контроля».

«Для устранения недостатков необходимо учитывать в законотворческой работе результаты экспертизы, проводимой федеральными и региональными общественными палатами и экспертным сообществом. Также следует более активно привлекать федеральную Общественную палату и общественные палаты субъектов Российской Федерации к формированию и, самое главное, к оценке деятельности общественных советов при органах исполнительной власти», — заключила Людмила Бокова.

В ходе дискуссии с предложениями по совершенствованию законодательства, регулирующего деятельность региональных общественных палат, выступил заместитель председателя Общественной палаты Хабаровского края – руководитель Рабочей группы по общественному контролю Андрей Белоглазов. Прозвучало 6 тезисов, подготовленных представителями общественности края в целях улучшения законодательства:

1.            Федеральным законом № 183-ФЗ, по мнению общественников, не раскрыт в полной мере термин «общественная палата субъекта Российской Федерации». В статье 1 Закона не указано, чем именно является общественная палата субъекта – общественным органом, структурой общественной деятельности или чем-либо ещё.

2.            Возник вопрос: является ли Председатель Общественной палаты субъекта Российской Федерации его единоличным органом? Как считают краевые общественники, председатель – общественное должностное лицо, а не орган Общественной палаты, по аналогии с правовым положением Губернатора.

3.            Почему среди органов Общественной палаты нет советов? В составе Общественной палаты Хабаровского края есть Совет по этике, регламенту и организации работы Палаты – орган, занимающийся техническими вопросами. Может ли законодатель добавить в перечень органов Общественной палаты субъекта такие важные органы, решающие вопросы соблюдения регламента, организации работы Палаты?

4.            Почему в статье 9 Федерального закона среди органов Общественной палаты нет рабочих групп? Далее они появляются наряду с комиссиями. Это определяет неясность правового статуса рабочей группы Общественной палаты субъекта.

5.            В Федеральном законе содержатся нормы о приостановлении и прекращении полномочий члена Общественной палаты. При этом нет упоминаний о механизме возобновления его полномочий. Нет и отсылки на то, что данный вопрос должен быть урегулирован Регламентом Общественной палаты. Каким образом законодатель собирается восполнить данный правовой пробел?

6.            Наличие в Федеральном законе переходных положений (и переходного периода) внесло сумятицу в деятельность Общественных палат субъектов. Так, нынешний состав Общественной палаты Хабаровского края созван 9 июня 2016 года, т.е. согласно пункта 2 статьи 16 Федерального закона не подпадает под регулирование данным законом. Однако, в Хабаровском крае во исполнение данного Федерального закона принят краевой закон № 228 «Об отдельных вопросах организации деятельности Общественной палаты Хабаровского края», а старый краевой закон № 151 «Об Общественной палате Хабаровского края» был отменен. Таким образом, в настоящий момент единственным полноценно действующим документом, регулирующим деятельность Общественной палаты Хабаровского края, является её Регламент. Однако различные аспекты деятельности, которые были урегулированы отмененным региональным законом, оказались в ведении нового закона, который де-юре не может быть применен к действующему составу Общественной палаты Хабаровского края.

Данные вопросы и предложения переданы в профильный комитет Совета Федерации для их дальнейшего рассмотрения и изучения возможности внесения поправок в федеральное законодательство.

 

В тексте использованы материалы пресс-службы Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (http://www.council.gov.ru/)