Круглый стол на тему «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг»

19 июля 2017

В современном мире укрепление взаимодействия власти и институтов гражданского общества, развитие социально ориентированных некоммерческих организаций являются мощнейший ресурсом развития России, консолидации общества, обеспечения социальной гармонии. По словам Президента России В.В.Путина, «нужно создавать максимально комфортные условия для работы социально ориентированных НКО, снимать оставшиеся барьеры для их деятельности в сфере социального обслуживания, здравоохранения, образования, формировать эффективно функционирующее правовое поле» (выступление Президента РФ В.В.Путина на пленарном заседании Общероссийского  форума «Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития» 15 января 2015 года).

Поддержка СОНКО является одним из долгосрочных приоритетов государственной политики России. В Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 3 декабря 2015 г. главой государства был предложен ряд конкретных решений в поддержку СОНКО. В их числе: запуск программы президентских грантов для оказания помощи НКО, работающих в малых городах и селах; установление НКО, зарекомендовавших себя как «безупречные партнёры», правового статуса НКО - исполнителя общественно полезных услуг с предоставление им преференций и льгот; поэтапно направление некоммерческим организациям до 10% средств региональных и муниципальных социальных программ для привлечения этих организаций к оказанию социальных услуг гражданам. 

Указом Президента Российской Федерации определены направления, в которых СОНКО будут оказывать населению услуги в социальной сфере. В их числе: социальная помощь детям, инвалидам, гражданам пожилого возраста, лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации; профилактика социально значимых заболеваний; помощь в трудоустройстве и в решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией.

В современных условиях процесс получения НКО нового статуса общественно полезных услуг идёт достаточно сложно. В реестр некоммерческих организаций - исполнителей общественного полезных услуг Минюста России по состоянию на 17 июля 2017 г. включены лишь 15 организаций, большинство из которых зарегистрировано в Москве. Основная причина, по мнению экспертов, состоит в том, что для включения в Реестр организаций - исполнителей Общественной полезных услуг НКО должна получить заключения от федеральных органов исполнительной власти о надлежащем качестве оказываемых ими услуг, однако ни один из ответственных органов до сих пор не разработал регламенты взаимодействия с НКО. 

Эти и многие другие вопросы обсуждались 17 июля 2017 года в Совете Федерации Федерального Cобрания Российской Федерации на круглом столе на тему «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций - исполнителей общественно полезных услуг». 

В мероприятии приняли участие представители Государственной Думы РФ, Общественной палаты РФ, федеральных и региональных органов государственной власти, некоммерческих организаций, благотворительных фондов.

Во время доклада Председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Елены Тополевой-Солдуновой, были подняты вопросы о необходимости конкретизировать требования к СО НКО, желающим получить оценку качества общественно полезных услуг, разъяснить необходимость внесения перечня общественно полезных услуг, которые оказывает организация в её Устав, а так же вопрос о размещении на официальных сайтах профильных министерств публичной информации по данной теме. 

Было озвучено, что в целях преодоления существующих преград на пути включения СОНКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг, а так же во исполнение перечня поручений по реализации  Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 года Министерством юстиции Российской Федерации подготовлен и внесён в Государственную Думу проект федерального закона о наделении органов исполнительной власти субъектов РФ полномочиями по оценке качества оказываемых СОНКО общественно полезных услуг, а территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации - полномочиями по принятию решений о признании таких организаций исполнителям общественно полезных услуг и включением их в реестр. 

Так же во время выступления Директора Департамента социального развития и инноваций Министерства экоомического развития Российской Федерации Артема Шадрина, были озвучены планы на поддержку СО НКО исполнителей общественно полезных услуг добровольческим, волонтерским движением, что может быть реализовано согласно «Плану по развитию волонтерства, добровольчества в Российской Федерации», который в данный момент направлен в работу. 

Было признано, что существенным препятствием на пути продвижения некоммерческих организаций в социальную сферу также является недостаточное развитие инфраструктуры поддержки некоммерческого сектора. Лишь в четверти регионов на данный момент функционируют ресурсные центры  поддержки НКО. 

На повестку круглого стола были вынесены следующие предложения по совершенствованию деятельности СОНКО:

- разработка типовой модели ресурсного центра поддержки некоммерческих организаций, предоставляющих услуги в социальной сфере, переход от разрозненных ресурсных центров к развитию сети межрегиональных и региональных центров, включая центры социальных инноваций;

- создание геоинформационной карты инфраструктурных ресурсов и ресурсных центров, которые могут быть использованы СОНКО;

- введение публичной отчетности СОНКО о результатах своей деятельности в качестве одного из основных методов повышения ее прозрачности;

- создание единых информационных ресурсов СОНКО, аккумулирующих информацию о составе, проектах, услугах СОНКО как один из способов информирования о деятельности СОНКО;

- формирование постоянно действующих электронных ресурсов по информированию граждан, повышению их правовой компетентности в сфере социального обслуживания;

- регулярное освещение деятельности социальных инвесторов и СОНКО в средствах массовой информации;

- формирование единого регламента для различных министерств, содержащего сведения об объеме предоставляемой информации по оказываемым НКО услугам, квалификации сотрудников и т.д.

- активное участие самих некоммерческих организаций в мониторинге федерального законодательства о СОНКО – исполнителях общественно полезных услуг и др.

 В круглом столе приняла участие член Общественной палаты Хабаровского края, директор АНО «Гражданские медиа» Ксениия Треногина (Божок).

"Очень важным пунктом, о котором упоминали коллеги практически во всех выступлениях, является необходимость мощной информационной поддержи для НКО – поставщиков общественно полезных услуг, поэтому очень радует, что работа нашей команды «Медиацентра СО НКО» направлена как раз на такую поддержку, после участия в круглом столе появились идеи создания отдельной вкладки на нашем сайте добрыйхабаровск.рф, где была бы представлена информация обо всех НКО – поставщиках общественно полезных услуг, которые работают на территории Хабаровского края, думаю, что в ближайшее время мы осуществим задуманное», - рассказала общественница.