Социальный активизм молодежи края необходимо наращивать

26 июля 2017

25 июля 2017 года на расширенном заседании совета при Губернаторе Хабаровского края по взаимодействию с некоммерческими организациями, проводимом на базе Центра военно-патриотического воспитания «Взлет», председатель комиссии Общественной палаты Хабаровского края по развитию гражданского общества Ю.В. Березутский представил результаты социологического исследования молодежи края в возрасте 17-29 лет по теме: «Социальный активизм молодежи». Исследование было выполнено по заказу Комитета по молодежной политике Правительства Хабаровского края.

Основные тезисы его выступления связаны с необходимостью наращивать социальную активность молодежи, ее вовлеченность в реализацию социальных проектов.

«В целом сегодня идет развитие институтов гражданского общества, и как следствие, мы наблюдаем рост вовлеченности молодежи в социальную и политическую жизнь общества. В то же время результаты социологического исследования свидетельствуют и о наличии проблем и существенных резервов развития этой стороны жизнедеятельности молодого поколения.

Результаты социологического исследования показали, что социальную активность проявляет две трети молодежи края (хотя бы один раз в течение года принимали участие в тех или иных общественных, социально-значимых мероприятиях). Треть молодежи вообще никаким образом не участвует в общественной жизни. При этом следует отметить, что институциональную социальную активность (участие в работе общественных молодежных организациях и объединениях) проявляет лишь чуть более 10% молодежи. Подавляющее большинство опрошенной молодежи не состоит ни в каких общественных организациях (объединениях).

Налицо парадокс. С одной стороны, молодежь считает, что общественные молодежные организации нужны (лишь 4% считают, что они не нужны). В большей степени считают необходимым поддерживать и развивать со стороны государства досуговые организации (36,2%), добровольческие, волонтерские (32,6%), творческие союзы молодежи (31,1%), экологические (26,3%), молодежные научные общества (24,8%). Желание быть полезным людям отмечают 66% молодежи активистов молодежных организаций. А с другой стороны – выявлен низкий уровень вовлеченности молодежи в работу общественных организаций и объединений.

Получается так, что «общественные организации – это хорошо, но без меня». В то же время молодежь предпочитает проявлять индивидуальную социальную активность, основанную на личном, самостоятельном, без объединения совместных усилий граждан участии в социально-значимых делах (это дача милостыни на улице, добровольная сдача крови, денежные пожертвования, оказание натуральной помощи нуждающимся и т.п.).

Такая индивидуальная активность говорит о том, что общество характеризуется слабостью социальных связей, коллективистских форм деятельности во благо социума, совместной помощи и поддержки. Общество в большей степени характеризуется социальной атомизацией – молодежь старается самостоятельно, индивидуально (без объединения усилий) проявлять свою социальную активность.

Одной из причин этого является слабая информированность молодежи о деятельности и результатах этой деятельности общественных организаций и объединений, лидерах и активистах этих общественных структур. Ведь невозможно принимать в чем-либо участие, если ты этого не знаешь, и не понимаешь. Так, по данным исследования одна половина опрошенных имеет лишь общее представление (46,5%), а другая – не имеет представления о деятельности молодежных общественных объединений и организаций в крае (44,9%). Только один из десяти молодых людей имеет о них хорошее представление.

В то время как образы лидеров общественного мнения очень важны в процессе социализации детей, подростков и молодежи, образы людей, которые на собственном примере формируют ценности альтруизма, взаимопомощи, социальной ответственности и неравнодушия к происходящему.

Однако результаты исследования показали, что половина опрошенной молодежи края не имеет (не желает и не знает) авторитетов и лидеров, способных оказывать влияние, быть ориентиром для жизни. Среди второй половины опрошенной молодежи, нуждающейся в авторитетах, лидерах, отмечаются только представители своего ближайшего окружения (родители и близкие), а также и люди, которых она видит на теле- и киноэкране. Уважаемые и авторитетные профессионалы, общественные деятели регионального и муниципального масштаба практически не нашли отражение в общественном сознании всех возрастных групп молодежи.

Дальневосточный институт управления в этом контексте совместно с АНО «Дальневосточные социологические исследования», администрацией г. Хабаровска и Общественной палатой Хабаровского края в настоящее время работают над социальным проектом «Лидеры общественного мнения». Одна из главных целей которого заключается в развитии социальной активности молодежи посредством популяризации лидеров общественного мнения, результатов деятельности общественных организаций и объединений. Проект будет завершен осенью этого года».