Рабочая группа по общественному контролю провела общественные слушания

21 сентября 2017

Поводом к дискуссии стало прекращение в 2017 году реализации программ высшего образования Хабаровским филиалом ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта».

В Общественную палату Хабаровского края обратились руководители предприятий речного транспорта, неравнодушные граждане, члены общественного совета министерства промышленности и транспорта Хабаровского края с просьбой провести общественную проверку по факту прекращения в 2017 году реализации программ высшего образования Хабаровским филиалом ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет  водного транспорта».

В мероприятии приняли участие члены Общественной палаты Хабаровского края, Рабочей группы Общественной палаты края по общественному контролю, представители министерства промышленности и транспорта Хабаровского края, министерства образования и науки края, Уполномоченного по правам человека в Хабаровском крае, общественного совета при министерствах промышленности и транспорта края, образования и науки края, проректор по учебной работе ФГБОУ ВО Сибирский государственный университет водного транспорта», директор Хабаровского филиала ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», представители предприятий водного транспорта края, высших учебных заведений города Хабаровска.

Слушания открылись вступительным словом модератора. Им выступил заместитель председателя Общественной палаты Хабаровского края – руководитель Рабочей группы по общественному контролю Андрей Белоглазов.

Он отметил, что цель мероприятия – установить влияние на региональном уровне прекращения приема на образовательные программы высшего образования данным образовательным учреждением. По мнению общественника, проведение такого рода слушаний всегда очень результативно.

Напомним, Хабаровский учебно-консультационный пункт Новосибирского института инженеров водного транспорта был основан в 1961 году в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР №1491 от 27.09.1960 года в целях создания студентам-заочникам условий по приближению обучения к месту работы, впоследствии в 1999 году переименованный в Хабаровский филиал Новосибирского государственного университета водного транспорта приказом Министерства транспорта РФ от 29.10.1999 года №81. Учредителем вуза является министерство транспорта РФ.

Образовательный процесс ведется по специальностям высшего профессионального образования по профилю вуза: три специальности бакалавриата «электроэнергетика и электротехника», «технология транспортных процессов», «менеджмент» и направления специалитета «эксплуатация судовых энергетических установок» и «судовождение». Также ведется 14 направлений дополнительного профессионального образования для повышения квалификаций работников водного транспорта.

В преподавательском составе филиала привлечены и профессора, и доктора наук, и  кандидаты наук. Открыто две кафедры - «Естественных и общетехнических дисциплин», «Специальных экономических дисциплин». Филиал располагает высоким научным потенциалом: в период с 2000 по 2010 г. успешно прошли защиту и утверждены ВАК 4 кандидатские диссертации. Преподавателями филиала поддерживаются тесные творческие связи  с другими транспортными вузами региона. Регулярно публикуются статьи в различных межвузовских сборниках Сибири и Дальнего Востока, издано 11 учебно-методических  пособий, 5 монографий. Ежегодно преподаватели филиала повышают  квалификацию в вузах Дальнего Востока и Сибири.*

23 марта 2017 года был издан приказ №126/общ., подписанный ректором ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта», о прекращении реализации программ высшего образования в Хабаровском филиале. Данная новость не оставила равнодушными бывших выпускников, нынешних студентов филиала университета, а также горожан. Было организовано подписание петиции, суть которой – продолжение реализации программ высшего образования филиалом в краевой столице.

Первым с информацией выступил проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» Виталий Глушец. Выступление было посвящено проблемам, с которыми сталкиваются негосударственные вузы, а также проблемам и возможным путям развития деятельности филиала в Хабаровске.

«Для сохранения возможности работы отрасли в части кадрового обеспечения в регионе мы планируем дальше продолжать реализовывать программы дополнительного образования. Для этого филиал остается. Но только с программой дополнительного образования», - подчеркнул представитель Сибирского университета.

По его словам, данные специальности не могут обучаться по дистанционной форме: «Четкая позиция и Министерства транспорта РФ и наша – образование в исключительно дистанционной форме по транспортным программам не должны быть реализованы. Обязательно лабораторные работы проводятся только в контакте».

И.о. директора Хабаровского филиала Ольга Новикова рассказала о работе филиала, особо отметив, что по результатам мониторинга, проведённого вузом, учреждение достаточно эффективно и все выпускники востребованы на предприятиях водного транспорта.

«Среднегодовая численность студентов Хабаровского филиала – 230 человек. Около 100 человек обучаются на бюджетной основе. А 70% обучающихся – сотрудники водного транспорта», - рассказала Ольга Петровна.

Её слова подтвердила в своем выступлении и заместитель председателя комитета по труду и занятости населения Правительства Хабаровского края Татьяна Матеко.

«По нашему анализу за последние два с половиной года трудностей с трудоустройством выпускники не испытывают. В центр занятости населения по данным специальностям за данный период обращались буквально единицы», - рассказала Татьяна Васильевна.

По мнению начальника отдела по взаимодействию с вузами и научными организациями министерства образования и науки Хабаровского края Алексея Сундукова, необходимо прислушиваться к позиции головного учреждения.

 «Подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием трудно реализуема в данных условиях. Речь не идет о закрытии филиала.  Программа дополнительного профессионального образования, повышения квалификации будут сохранены. Необходимо продумать систему взаимодействия с другими вузами по данным профессиональным направлениям подготовки. Для кадрового обеспечения водного транспорта в регионе альтернатива есть» - отметил представитель министерства.

Заместитель министра промышленности и транспорта Хабаровского края Артем Сердюков высказался о потребности региона в кадрах, в особенности в направлении «судовождение», отметив, что данный вопрос в министерстве поднимался неоднократно.

«Необходимо искать возможности развития данных профессиональных направлений на базе региональных вузов», - подчеркнул Артем Петрович.

В свою очередь, председатель профкома ФБУ «Администрация Амурводпуть» Сергей Потепнев высказался против прекращения реализации программ высшего образования: «Сокращение образовательных программ скажется острой нехваткой кадров на предприятиях, главным образом тех специалистов, к которым профессиональными стандартами предъявлено требование о наличии высшего образования».

Представитель общественного совета при министерстве промышленности и транспорта Хабаровского края, член Президиума Рабочей группы Общественной палаты по общественному контролю Вадим Ковшар как один из инициаторов проведения общественных слушаний обратил внимание на необходимость обновления кадров отрасли, посредством подготовки молодых специалистов: «Кадровое обеспечение отрасли на сегодняшний день плачевно, необходима постоянная подпитка новыми сотрудниками. Ведь процесс переучивания старых кадров достаточно сложен, они обучались по совершенно иным стандартам и на другой технике, а российские реалии требуют обновления навыков работников, в том числе и в сфере речного транспорта».

Представитель Уполномоченного по правам человека в крае Олег Комаров поднял вопрос о готовности региональными высшими учебными заведениями взять на себя повышенную нагрузку в связи с прекращением реализации программ высшего образования Хабаровским филиалом «Сибирского государственного университета водного транспорта». Официальная позиция Дальневосточного государственного университета путей и сообщения и Тихоокеанского государственного университета такова, что у них уже имеется возможность подготовки студентов по ремонтно-обеспечительным направлениям, а также существуют механизмы принятия студентов в порядке переводов в свои учебные заведения.

По итогу заседания было проведено обсуждение предложений в проект итогового документа слушаний.

Все высказанные в ходе мероприятия предложения будут собраны в итоговом документе, который будет направлен в органы государственной власти края.

*По информации официального сайта Хабаровского филиала ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» ( http://ssuwt-khv.ru)