Предлагаемыми законопроектами не учтены все особенности регулирования деятельности ТОС как НКО

21 июня 2018

К такому выводы пришли общественники при рассмотрении соответствующих проектов федеральных законов

В краевую Общественную палату на рассмотрение поступили проекты федеральных законов «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации» (законопроект № 1) и «О внесении изменения в главу 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части установления особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления как некоммерческой организации» (законопроект № 2) и отмечается следующее.

Согласно пояснительным запискам, законопроекты подготовлены в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 1-а Перечня поручений Президента РФ от 7 сентября 2017 г. №Пр-1773. Правительству РФ поручено представить предложения о внесении в законодательство РФ изменений, предусматривающих установление особенностей регулирования деятельности территориального общественного самоуправления (ТОС) как некоммерческой организации (НКО), предоставление ТОС мер поддержки, предусмотренных для социально ориентированных НКО – исполнителей общественно полезных услуг.

Рассмотрев данные законопроекты, Общественная палата Хабаровского края, ссылаясь на статьи Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», отметила, что документы подлежат  доработке в части признания ТОСов отдельным самостоятельным видом НКО и дополнения перечня видов деятельности социально ориентированных НКО деятельностью по развитию ТОС и поддержке гражданских инициатив по решению вопросов местного значения.

«Законопроектами не предусмотрены некоторые особенности регулирования деятельности ТОС как НКО. В частности: не урегулированы внутриорганизационные правоотношения участников; не определена ответственность участников за последствия действий; не предусмотрены меры регулирования в условиях монопольного положения ТОС на территории муниципального образования»,­– рассказала заместитель председателя Общественной палаты Хабаровского края Галина Кононенко.

По мнению общественников, меры поддержки, предложенные в законопроекте № 1 не позволяют в полном объеме разрешить актуальные проблемы правоприменения в области различных аспектов деятельности ТОС, в том числе указанных в пояснительной записке и связанных с определением состава учредителей (участников) ТОС и формированием имущества ТОС.

«Применение законопроекта № 1 в представленной редакции повлечет организационно–правовые последствия для ТОС в части реализация права деятельности в качестве юридического лица, обязанность государственной регистрации и отчетность всех видов, ответственность и контроль всех органов одновременно»,– пояснила Галина Кононенко.

Одновременно общественники считают, что на уровне федерального законодательства необходимо установить право ТОС на компенсацию затрат, понесенных в связи с его учреждением, в случае ликвидации по инициативе органов государственной власти и органов местного самоуправления. Также предусмотреть право направления активистов ТОС на повышение квалификации за счет средств местных бюджетов или средств, предусмотренных в рамках соответствующих программ по развитию ТОС.