Услышать и не навредить: в мониторинге детских домов примут участие их воспитанники

17 сентября 2018

В Общественной палате РФ рассказали о тонкостях проведения экспертной оценки работы детдомов

Четвертый в серии обучающих вебинаров ОП РФ, посвященных вопросам мониторинга организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоялся 12 сентября и был посвящен теме участия самих детей в проведении мониторинга.

В вебинаре приняли участие члены Общественной палаты Хабаровского края Марина Елистратова, Владимир Муштай и Сергей Журковский.

«На самом деле мы проводим проверки не для того, чтобы найти соответствия по каким-либо формальным признакам организации работы в учреждении, первая задача мониторинга — определить благополучие и качество жизни ребенка. Узнать его состояние, его интересы — это все, ради чего проводится мониторинг», — подчеркнула в ходе выступления заместитель председателя Комиссии ОП РФ по поддержке семьи, материнства и детства Елена Альшанская.

По мнению общественницы, экспертным группам важно понимать, как сказывается работа учреждения на воспитанниках.

Елена Альшанская рассказала о том, как важно соблюсти баланс при проведении мониторинга и не навредить ребенку: «Как мы можем услышать детей? Как это сделать правильно, тактично? Действовать надо так, чтобы мы увидели определенную картину, но при этом не нанесли существенного вреда. Главная заповедь, что бы мы ни делали, — не навреди!»

Руководитель программ Фонда Елены и Геннадия Тимченко Эльвира Гарифулина уверена: «Важно слышать, понимать и реагировать на мнение детей в качестве обратной связи».

«В России проживает 29 миллионов детей, из них 600 тысяч — это дети, оставшиеся без попечения родителей, — констатировала она. — При этом сегодня практически отсутствуют сами процедуры учета мнения детей. Если раньше мониторинг позволял оценить общую организацию учреждения согласно 481-му постановлению, то теперь общий акцент смещается на качество процессов, происходящих благодаря реформированию системы интернатных учреждений с учетом мнения детей».

Гарифулина предупредила участников вебинара о важности доверительного общения с детьми: «Так как дети не всегда могут ответить за себя, то конфиденциальность и ответственность за информацию о ребенке — это не только этический, но и профессиональный принцип для эксперта».

В своем выступлении она также конкретизировала, к оценке каких услуг, оказываемых учреждением, можно привлекать детей.

«Мнение ребенка должно учитываться, например, при приобретении личных вещей. Обычно воспитатели с детьми составляют заявки на приобретение одежды, однако согласно 44-му ФЗ контрактная система закупок не позволит приобрести желаемую одежду», — сообщила она.

Эксперт и психолог Наталья Гусарова рассказала про этические принципы проведения оценки учреждения с участием детей. Предостерегая от ошибок, Гусарова подчеркнула, что так как дети-сироты — наиболее уязвимая категория детей, то важно тщательно предусмотреть возможные риски при проведении мониторинга: «Планируя приход в учреждение, нужно задуматься о том, какие риски нас могут поджидать. Важно, чтобы не было негативных последствий после проведения мониторинга».

Подводя итоги вебинара, Елена Альшанская напомнила о необходимости включения в состав экспертных групп психологов.

«Риски нанести урон существуют. Они высокие. У вас задача аккуратно увидеть картинку. Не обидеть ребенка. Не создать для него риски. Поэтому важно, чтобы составе экспертных групп были психологи», — заключила она.

Видеозапись вебинара полностью доступна по ссылке.

Источник – Общественная палата Российской Федерации.