Хабаровский край – один из первых регионов, где был принят закон об общественном контроле

08 ноября 2019

Проблемы и перспективы общественного контроля обсудили участники секции в ходе форума «Сообщество» в Москве 1 ноября. Андрей Белоглазов принял участие в дискуссии.

Основные проблемы института общественного контроля в России обозначил председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю и взаимодействию с общественными советами Владислав Гриб.

Среди них отсутствие поправок в соответствующие нормативные акты, которые сделали бы Закон об общественном контроле в РФ обязательным не только для общественников, но и для чиновников и правоприменителей; недостаточно развитая инфраструктура с точки зрения подготовки кадров на местном, региональном и федеральном уровнях; отсутствие отраслевых законов об общественном контроле.

Особое возмущение общественника вызывает то, что закон об общественном контроле до сих пор не принят в Москве и Санкт-Петербурге.

«Во всех остальных субъектах РФ региональные законы приняты, хотя многие из них полностью дублируют закон федеральный, а должны детализировать и уточнять его», — отметил Гриб и предложил методическую помощь ОП РФ в их разработке.

Эксперт предложил обратить особое внимание на деятельность муниципальных общественных палат и их поддержку.

Он также затронул деятельность общественных советов при федеральных министерствах и ведомствах.

«Есть сильные советы, а есть очень слабые, которые собираются раз в год и пишут отчеты ни о чем. У меня есть мечта, чтобы какой-нибудь общественный совет дал предложение об отставке замминистра, руководителя департамента — нужна критика со стороны общественных советов в адрес конкретных должностных лиц своих ведомств, но конструктивная и обоснованная, а не огульная. Я против кампанейщины, но, если есть недоработки, вопрос о них надо ставить публично. Вас не слышно в федеральном медиаполе», — сделал замечание Гриб.

В своем выступлении председатель Общественной палаты Хабаровского края Андрей Белоглазов подчеркнул, что Хабаровский край – один из первых регионов, где был принят закон об общественном контроле и составлен рейтинг деятельности общественных советов.

«Помимо этого, в настоящее время на обсуждении палаты находится проект предложений в Общественную палату Российской Федерации по внесению изменений в федеральное законодательство об общественном контроле. Предлагается конкретные меры по расширению круга инициаторов и организаторов мероприятий общественного контроля, повышению эффективности их деятельности», - заявил Белоглазов.

Одним из значимых вопросов для широкого общественного обсуждения сегодня, по мнению Белоглазова, является вопрос о предполагаемой отмене федеральных нормативно-правовых актов, регулирующих установление районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как рассказал Белоглазов, в рамках проводимой «регуляторной гильотины» - отмены нормативно-правовых актов (НПА) периода СССР И РСФСР - предполагается отмена федеральных НПА, регулирующих установление районных коэффициентов (РК) и процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ДВ).

Указанные коэффициенты устанавливаются Правительством РФ, однако в регионах документами различного уровня РК устанавливался в повышенном размере. Так, в Хабаровском крае федеральными НПА установлен РК от 1,2 до 1,6; а региональными повышен до 1,3 – 1,7 соответственно. Аналогично решался вопрос и по дальневосточным надбавкам.

«В одном из субъектов  такое решение уже принято, что вызвало социальную дестабилизацию. Увеличение окладов на такой же процент не является равенством, потому что в заработной плате помимо оклада имеются стимулирующие и компенсационные выплаты, на которые начисляются в суммарном исчислении насчитываются районные коэффициенты и надбавки. Сегодня в трудовых коллективах дальневосточных регионов отсутствует уверенность, что повсеместно не пройдут такие нормативные поправки», - заявил Андрей Белоглазов. 

«Проводимая государственная политика направлена на привлечение и закрепление населения на территории Дальнего Востока. Снижение районных коэффициентов приведет к уменьшению доходов, усилит отток дальневосточников трудоспособного возраста. Необходимо законодательно закрепить на федеральном уровне уже установленный повышенный размер районного коэффициента, во всех организациях, независимо от формы собственности и уровня бюджетного финансирования», - сказал  Белоглазов.

Подводя итоги обсуждения, Владислав Гриб предложил продолжить дискуссию на специальном совещании с участием регионов, а также провести форумы общественного контроля в федеральных округах.