Как сохранить село: проблемы занятости населения

10 февраля 2020 года

Общественной палатой Российской Федерации при участии Комиссии по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий подготовлен аналитический доклад «Как сохранить село: проблемы занятости населения».

Как сообщают авторы, при подготовке Доклада были проанализированы основные положения Прогноза научно-технологического развития агропромышленного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года1, Государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий на 2020-2025 гг.»2, иные документы стратегического планирования, данные Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 гг.3, информационно-аналитические материалы Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), Российского союза сельской молодежи (РССМ), а также информация органов государственной власти о реализации программ и мероприятий содействия занятости на селе, предоставленная по запросам Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию агропромышленного комплекса и сельских территорий.

В Докладе также использованы результаты массового онлайн-опроса о повышении уровня занятости на сельских территориях, проведенного Общественной палатой Российской Федерации в сентябре-октябре 2019 г., а также предложения экспертов, представленные в ходе обсуждения на круглом столе «Проблемы и перспективы развития занятости населения на сельских территориях», прошедшего в рамках Форума Общественной палаты Российской Федерации «Сообщество» 26 сентября 2019 г.

«Перспективы и качество жизни на сельских территориях не соответствует запросам проживающих на них граждан, вынуждая их мигрировать в города и другие крупные экономические центры, где уровень жизни выше, а возможностей для самореализации больше», - говорится в Докладе.

По словам разработчиков, данное обстоятельство не может не вызывать сильного беспокойства. Во-первых, российское село – одна из основ отечественного агарного сектора, без которой невозможно дальнейшее успешное развитие отрасли. Усугубление ситуации на сельских территориях может стать значительным ограничением для реализации отечественного сельскохозяйственного потенциала. Во-вторых, доля сельского населения в общей численности населения страны составляет 26%. Иными словами, четверть российских граждан находится в заведомо худших жизненных условиях, чем все остальные. Такая ситуация – прямое отражение социальной несправедливости и может привести к появлению дисбалансов во всей отечественной социальной сфере. Гармоничное и равномерное развитие сельских территорий наравне со всей остальной частью страны - очевидная и фундаментальная цель российской государственной политики.

«Необходимость внесения корректив в меры государственной поддержки сельских территорий лежит на поверхности и требует особого внимания и изучения», – заявляют авторы.

С одной стороны, текущие успехи в отечественном аграрном секторе должны быть конвертированы в повышение качества жизни сельских жителей, с другой – развитие села одновременно с этим должно стать значительным подспорьем для усиления позиций России на мировом сельскохозяйственном рынке. Решение данных задач упирается в обеспечение необходимого уровня экономической активности и занятости сельского населения. При этом стоит учитывать, что традиционный образ сельской жизни будет подвергаться внушительной трансформации, связанной с изменением экономического уклада, обусловленного внедрением передовых цифровых технологий и новых моделей трудовых отношений. Таким образом, выстраивание верной и эффективной политики по развитию сельских территорий невозможно без учета проблем занятости в контексте тех изменений, которые уже произошли на селе и которые вероятно произойдут в среднесрочной перспективе под влиянием новых социально-экономических трендов.

Данной проблеме и посвящен Доклад. Основная цель предлагаемого материала состоит, во-первых, в том, чтобы определить главные упущения в государственной политике, которые не позволили на фоне стремительно растущего сельского хозяйства качественно изменить уровень жизни на селе и создать необходимые для обеспечения занятости сельского населения условия, а, во-вторых, сформулировать соответствующие необходимые изменения государственных мер поддержки. Достижение поставленной цели достигается путем изучения целого комплекса обстоятельств, так или иначе оказывающих влияние на сельские территории: особенности развития отечественного сельского хозяйства; ограничения, препятствующие полноценной реализации российского сельскохозяйственного потенциала; вероятные сценарии развития аграрной отрасли с учетом имеющихся ограничений и проблем; специфика занятости на селе и ее зависимость от дальнейших перспектив аграрного сектора; существующие меры государственной поддержки сельских территорий и их эффективность. Совокупный анализ выше указанных факторов позволяет по-новому взглянуть на проводившуюся в последние годы на сельских территориях государственную политику и выделить главные аспекты, к которым требуется особое внимание со стороны органов власти.