Предложенный вариант расчета прожиточного минимума и МРОТ не отвечает требованиям и может ухудшить положение граждан

21 октября 2020

К такому выводу пришли общественники при рассмотрении соответствующего законопроекта.

В Общественную палату Хабаровского края на рассмотрение поступил проект федерального закона № 1027748-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда".

Подготовка данного документа обусловлена истечением 31 декабря 2020 г. срока действия потребительской корзины, установленной Федеральным законом "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации".

Законопроектом предлагается отказаться от устаревшего подхода к расчету величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, и перейти к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год.

Медианный доход - это величина дохода, относительно которой у половины населения доходы выше, а у половины - ниже. При таком подходе прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны.

Предлагается устанавливать на федеральном уровне прожиточный минимум с учетом медианного дохода, а минимальный размер оплаты труда - с учетом медианной заработной платы. Одновременно законопроектом предлагается обеспечить условие, что минимальный размер оплаты труда не должен быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения на очередной год.

При определении величины соотношения прожиточного минимума и медианного дохода предлагается исходить из международных стандартов европейских стран, темп роста прожиточного минимума на 2021 год заложить выше прогнозируемого уровня инфляции. Прожиточный минимум будет устанавливаться ежегодно (ранее - ежеквартально).

Экспертная комиссия Общественной палаты Хабаровского края, рассмотрев проект федерального закона, пришла к выводу, что законопроект в предложенном варианте требует доработки.

«Отраженные в законопроекте изменения в части отказа от расчета величины прожиточного минимума, основанного на потребительской корзине, и переходе к установлению величины прожиточного минимума на очередной год исходя из медианного среднедушевого дохода за предшествующий год весьма актуальны, обоснованы в точки зрения социальных интересов и возможности применения механизмов, способных повысить доходность граждан», - считают в Общественной палате.

При этом, по мнению общественников,  предложенный законопроектом вариант расчета как прожиточного минимума на душу населения, так и минимального размера оплаты труда в процентном соотношении по отношению к величине медианного среднедушевого дохода (заработной платы) в целом не отвечает требованиям разумности, справедливости и может повлечь ухудшение положения граждан  в разрезе социально-экономических интересов, так как методика расчета данного соотношения и его последующего регулирования в поступившем законопроекте в достаточной мере не отражена.

«Расширение границ периодов пересмотра соотношения (коэффициента) до года (в случае с прожиточным минимумом) и пяти лет (в случае с минимальным размером труда) может также служить  инструментом к  ухудшению положения граждан по сравнению со сложившейся ранее практикой», - отмечает председатель палаты Галина Кононенко.

Например, привязка особо важных показателей к медианному доходу (медианной заработной плате) в предложенном варианте без обозначения конкретных рычагов регулирования и методик расчёта, а также без изложения гарантий сохранения регулярного роста установленных законом величин, как минимум, на уровень инфляции, не обеспечивает достойного уровня жизни граждан.

Так, при отсутствии индексации заработных плат (что отразится на медианной заработной плате и медианном среднедушевом доходе)  в условиях экономической нестабильности, сохранение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда на одном и тоже уровне на протяжении длительного периода времени, установленного рассматриваемым законопроектом, повлечет снижение уровня жизни граждан.

«Также в представленном варианте не исключена возможность снижения установленного проектом соотношения (коэффициента) прожиточного минимума  и минимального размера оплаты труда по отношению к медианному доходу (заработной плате). Например, при общем росте доходности населения  и соответственно увеличении размера медианной заработной платы (дохода), не исключена возможность регулирования властями установленного соотношении (коэффициента) не в пользу населения, с целью удержания прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда  на одном уровне (или недопущения существенного роста), так как законопроектом каких-либо ограничений в части недопущения снижения установленного  соотношения,  не предусмотрено», - рассказала Галина Кононенко.

В данной связи в представленном законопроекте, по мнению общественников, должно быть уделено внимание вопросам, связанным с определением критериев расчета соотношения прожиточного минимума на душу населения, минимального  размера труда и медианной заработной платы (дохода),  его практического применения,  а также установлением ограничений или условий для  пересмотра размера данного  соотношения.

 «Помимо изложенного, палата выражает несогласие с установленным соотношением величины прожиточного минимума пенсионеров и детей, который должен быть установлен как минимум в пределах  100 %, так как уровень жизни данной категории лиц находится на достаточно низком  уровне в социальной иерархии при отсутствии у них возможности к дополнительному самообеспечению», - заключила Галина Кононенко.