Принятие закона даст новый импульс развитию городской жилой застройки, а гражданам возможности приобретения более качественного жилья

09 ноября 2020

К такому мнению пришли общественники при рассмотрении проекта федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В законопроекте разработчиками предлагаются изменения, направленные на совершенствование института комплексного развития территорий и механизмов расселения аварийного жилья и жилья, подлежащего сносу или реконструкции на основании адресных программ, утверждаемых в соответствии с жилищным законодательством. Предусматривается единый механизм комплексного развития территорий с разными основаниями принятия решений для аварийного жилья, жилья, подлежащего сносу, реконструкции по адресным программам и для промышленных территорий.

«В качестве критериев определения границ территории комплексного развития законопроектом предусматривается, что земельные участки, занятые аварийным или иным жильем, подлежащим сносу, реконструкции, промышленной зоной, должны занимать не менее 50% территории, в отношении которой принимается решение о ее комплексном развитии. При этом в случае принятия решения о комплексном развитии территории в отношении промышленных зон, в границы такой территории не могут быть включены многоквартирные дома», - рассказал председатель экспертной комиссии Общественной палаты Хабаровского края Андрей Белоглазов.

Общественная палата, рассмотрев проект федерального закона, считает, что  введение единого механизма комплексного развития территорий должно продуктивно отразиться на практике.

«Поскольку будут четко и единообразно урегулированы механизмы комплексного развития территорий, расселения аварийного жилья, принятия решений для признания жилья аварийным и подлежащим сносу, четко определены обязанности и закреплены гарантии, - прокомментировала председатель палаты Галина Кононенко. -  Законопроект также позволит создать условия регионам для проведения реновации деградирующих жилых территорий. Сегодня Градостроительный кодекс не обеспечивает в полной мере данную возможность».

По мнению общественников, не смотря на разграничение полномочий по принятию решений о комплексном развитии территорий, важную роль в принятии решения об осуществлении комплексного развития территории отводится субъектам Российской Федерации.

«Регионы будут вправе: определить содержание программ по сносу и реконструкции многоквартирных домов; определить источники финансирования программы; утвердить порядок выявления и учета мнения граждан при ее формировании и реализации; определить технические характеристики многоквартирных домов, которые могут быть включены в такие адресные программы. Это логично, так как субъекты Российской Федерации в полном объеме владеют данной информацией и могут вести работу с гражданами, чьи права при этом затрагиваются», - отмечает Галина Кононенко.

Общественная палата края считает, что законопроектом предусмотрено достаточно существенных условий договора о комплексном развитии территории. Предусмотрены права и обязанности участников деятельности по комплексному развитию территории.

Порядок включения домов в проект адресной программы по сносу и реконструкции подробно проработан и предусматривает информирование граждан, проживающих на этой территории, а также получение согласия более 2/3 собственников жилья.

«Все споры и разногласия переселения жителей многоквартирных домов, включенных в программу по сносу и реконструкции, в обязательном порядке должны разрешаться в судебном порядке на основании решения суда, - заявляют общественники. - Принятие закона даст новый импульс развитию городской жилой застройки, а гражданам возможности приобретения более качественного жилья».