Обучение общественных наблюдателей продолжается

01 сентября 2021

Присутствие на избирательных участках общественных наблюдателей разрешено с 2018 года. До этого разрешалось присутствие наблюдателей только от кандидатов и партий, участвовавших в выборах.

- Наши наблюдатели — это абсолютно нейтральные люди, которые представляют общественность. Главная задача наблюдателя — следить за честностью выборов, за соблюдением закона, не допускать нарушений. Наша главная задача – обучить кандидатов в наблюдатели и рассказать все нюансы, с которыми они могут столкнуться в процессе работы, рассказать их права и обязанности. Наблюдатели могут обращаться с предложениями и замечаниями к председателю УИК, присутствовать при подсчете голосов, знакомиться с документацией на участке. То есть стандартная, регламентированная законом работа наблюдателя на выборах, - рассказала председатель Общественной палаты Хабаровского края Галина Кононенко. 

Согласно законодательству, направлять общественных наблюдателей на выборы может Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты регионов. И опыт работы наших наблюдателей, например, на общероссийском голосовании по поправкам в Конституцию, показал, что именно массовое участие независимых наблюдателей снимает все вопросы по прозрачности выборов.

В ходе обучения, будущим наблюдателям был представлен доклад А.В. Манойло, А.И. Петренко, К.С. Стригунова на тему: « Технологии делигитимации выборов в 2021 году». Проблема вмешательства третьих сил во внутренние электоральные процессы суверенных государств является актуальной и значимой.

- Противодейстие развитию избирательного процесса и делегитимации результатов выборов со стороны иностранных государственных структур и неправительственных организаций имеют целью препятствовать становлению демократических институтов формирования органов власти в Российской Федерации. В век информационных технологий, больших возможностей сетевых и других Интернет-ресурсов, используемых зарубежными структурами в дискредитации российских выборных процессов требуются хорошо продуманные, просчитанные и быстро перенастраиваемые системные меры. Речь идет о том, чтобы для каждой социальной, этноконфессиальной, социокультурной и других групп населения были свои целевые постулаты (установки), объясняющие существо различного рода открытых и скрытых информационных «вбросов», ложных положений и (или) предположений о выборных процессах, событиях, явлениях, фактах, - рассказал Евгений Чадаев, политолог, директор ООО «Экспертно-аналитический центр «ДВ-РЕГИОН», член Общественной палаты Хабаровского края.

-Большую роль могут (и должны) играть общественные и некоммерческие организации, структуры общественного контроля (общественные палаты субъектов Федерации, а также муниципальных образований). Особую роль здесь играет уже состоявшийся и хорошо зарекомендовавший себя институт общественных наблюдателей, который за три последних года «вобрал» в себя наиболее активных общественников с большим патриотическим потенциалом и активной гражданской позицией. В этой связи представляется возможным в ходе подготовки общественных наблюдателей включать в программы их обучения блоки (модули) о существе наиболее распространенных и широко используемых «грязных» технологий в освещении избирательных процессов и методах (инструментарии) их противодействию и нейтрализации. Для разработки таких блоков (модулей) считаем необходимым и полезным создание (с включением представителей субъектов Российской Федерации) рабочей группы или структуры подобного формата для выработки комплекса системных мер противодействия делегитимации выборов. Региональное представительство необходимо для более полного учета субъектной  специфики (политической, социальной, полиэтнической и других) в федеральных округах Российской Федерации,- подытожил общественник.