Жители Хабаровского края активно ставят подписи под обращением к министру образования и науки края А.Г. Кузнецовой с просьбой перевести школы края на пятидневную учебную неделю

29 ноября 2016

Член комиссии Общественной палаты Хабаровского края по развитию гражданского общества

Ваша оценка, отношение, комментарий: 

Пока в ребёнке не пробудился познавательный интерес, запихнуть в него знания не получится ни за 6, ни за 7 дней. Главное не убить в ребёнке потребность к обучению, не подорвать его самооценку, чувство самоуважения, создать атмосферу доброжелательного сотрудничества и партнёрства между учителями, школой и детьми, а не поместить его в соковыжималку, удовлетворяющую интересы и амбиции кого угодно (системы образования, родителей), кроме самих детей. Когда в основе всех принимаемых решений будут стоять интересы самих детей, тогда абсолютно не важно, сколько дней в неделю ребёнок будет посещать школу – хоть каждый день. Если ему там рады, если система думает и заботится о ребёнке, тогда в учебном и внеурочном процессе всегда найдётся место работе и отдыху, строгости и уважению, воспитанию способности к труду через преодоление трудностей, но без причинения вреда физическому и психическому здоровью детей. Сегодня, к сожалению, ребёнок в системе образования причудливым образом может превращаться из цели образовательного процесса в средство обеспечения этого самого процесса. Поэтому главное, на мой взгляд, в центре внимания и в основе всех принимаемых решений должны находиться интересы ребёнка, а всё остальное от лукавого. Поскольку и за пять дней в неделю можно создать невыносимую и абсурдную ситуацию, загрузив детей так, что на сон и личные дела у них не останется времени, а все свои выходные они потратят на то, чтобы выполнять «задание на дом». Иными словами, пока не будет изменена парадигма образования в сторону возможностей индивидуального выбора темпа освоения программы, индивидуального подбора учебной нагрузки, и пока не будет выработано надёжной, эффективной и действенной системы защиты детей от перегрузки, от лавинообразного навала информации и экспериментов на выносливость – физическое и психическое здоровье наших детей будет оставаться в опасности.

В целом же, я лично за то, чтобы у школьников было два выходных дня, которые они смогут посвятить семейному общению, своим творческим делам, прогулкам на свежем воздухе, спорту, путешествиям и просто отдыху и восстановлению сил. Я также поддерживаю расширение возможностей для родителей в свои выходные дни проводить вместе с детьми на базе образовательных учреждений в формате клубов выходного дня, совместных спортивных, оздоровительных, культурно-просветительских и творческих мероприятий. Возможно, именно второй выходной день даст такие возможности школам, родителям и детям. Главное не превращать всё в «обязаловку» или «кампанейщину». Всегда должна быть свобода личного и творческого выбора. Тогда всё будет только на пользу.