Новая история вымирания города

21 апреля 2017

Говорухин Григорий Эдуардович

Профессор кафедры истории и юриспруденции федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет"

Член комиссии Общественной палаты Хабаровского края по развитию гражданского общества

Ваша оценка, отношение, комментарий: 

Вымирание любого города, поселения, населенного пункта начинается с сокращения рабочих мест и исчезновения экономической занятости населения. Жители Комсомольска-на-Амуре уже почти привыкли к постоянному сокращению людей. За последние годы город пережил три волны сокращений — три волны вымирания.

Первые сокращения приходятся на 90-е начало 2000-х годов. Под масштабное сокращение попадали сотрудники промышленных предприятий, к слову сказать, потому, что это был самый многолюдный сектор экономики. Показательно, что сокращения в то время оправдывались некими экономическими причинами целесообразности управления и, отчасти, сложностями с гос. заказами. В то время промышленный сектор экономики города потерял до 2/3 квалифицированных сотрудников, часть из которых была вытеснена в сферу бизнеса и частных компаний, другая часть вынуждена была мигрировать за пределы города, либо ушла в сетевые группы нелегальных предпринимателей. Сам город из промышленного центра Дальнего Востока превратился в город посреднической торговли.

Вторая волна сокращений приходится на начало 10-х годов 21 века. Это волна захода в город федеральных и крупных краевых сетей. Она ударила уже по бизнес-сообществу. С этого времени предприниматели начали вести конкурентную борьбу не только и даже не столько за клиента, сколько за сотрудника. Город в то время был переполнен рабочими местами. Например, требовались продавцы, кладовщики, кассиры, т. е. те, кто является первой линией сотрудников в розничной торговле. При этом уровень сервисного обслуживания клиентов, что называется, сильно просел. У сотрудников исчезла мотивация и страх потерять работу, а как следствие, и потребность качественно обслуживать клиентов. Комсомольск, при этом, стал большим «базаром» со слаборазвитой сферой услуг, а как следствие, с негативным отношением населения к самому городу. Именно в это время в интервью с жителями при оценке своего эмоционального отношения город стал восприниматься как серый, мрачный и пустующий.

ТРЕТЬЯ ВОЛНА ТОЛЬКО ИДЕТ И НЕСУТ ЕЕ КРУПНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ КОМПАНИИ.

С 2014 года, когда стала резко расти стоимость доллара/евро, из города ушла внушительная часть малого и среднего бизнеса. Отголоски кризиса видны еще и сегодня в закрытии некогда крупных компаний строительных материалов города. Рынок труда наполнился рабочей силой. И проблемой стало где найти работу, а сопутствующей проблемой стала безответственность уже самого бизнеса за качество произведенных услуг. Из города оказались вытесненными конкуренты и остались только мало-мальски устойчивые компании, которые начали понимать, что клиенту некуда деваться, иначе как прийти именно в эту компанию. Это переходный период между волнами, который сменяется третьей волной.

Третья волна ознаменована сегодня приходом крупных ритейлеров — крупных гипермаркетов, специализирующихся на розничной торговле. Приход ритейлеров по прогнозам некоторых из них, «обвалит» рынки действующих местных компаний. В связи с чем останется только один монополист в своем сегменте продуктов питания, бытовой техники, строительных материалов.

Как следствие придут «четыре всадника апокалипсиса» — сокращение рабочей силы, низвержение качества обслуживания клиентов, обвал покупательской способности населения и гибель привычного социального сетевого взаимодействия горожан.