Развитие ресурсных центров СОНКО в регионах и муниципалитетах Дальневосточного федерального округа

28 апреля 2017
Актуальная новость: 

26 апреля в аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном Федеральном округе под председательством заместителя полпреда Владимира Солодова прошел круглый стол «Инфраструктура поддержки СО НКО в регионах и муниципалитетах Дальневосточного федерального округа»

Березутский Юрий Владимирович

Социолог, кандидат социологических наук, доцент, заведующий научно-исследовательской лабораторией Дальневосточного института управления – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».

Председатель комиссии Общественной палаты Хабаровского края по развитию гражданского общества

Ваша оценка, отношение, комментарий: 

Сегодня выступали представители органов власти, многих ресурсных центров поддержки СО НКО субъектов Дальнего Востока России.

Проблемы у всех типичные – слабость кадровых, организационных и финансовых возможностей развития ресурсных центров. Но поскольку сегодня развитие ресурсных центров – президентский тренд, то задачи стоят архисложные и архиважные. Чего следует всем нам и общественному сектору ожидать в ближайшем будущем? Вынес для  себя 5 наиболее важных направлений.

Во-первых, это развитие трехуровневой системы грантовой поддержки проектов СО НКО: федеральный, региональный и муниципальный. На федеральном уровне грантовая поддержка переформатирована: в марте 2017 года создан единый фонд-оператор президентских грантов по развитию гражданского общества. Конкурс объявлен, милости просим подавать свои социальные проекты по 12 направлениям до 31 мая текущего года (http://президентскиегранты.рф). И, кстати, все процедуры подачи заявок на гранты стали намного-намного проще. Об этом рассказал на круглом столе генеральный директор фонда И.В. Чукалин. Региональный уровень грантовой поддержки более или менее в субъектах устоялся, а вот на муниципальном уровне главная проблема в финансовой обеспеченности программ развития СО НКО. Вряд ли его изменения стоит ожидать. При этом на круглом столе сделан важный акцент, что грантовые проекты для СО НКО категорически нельзя рассматривать как единственный способ финансирования социальных проектов. Отсюда важная задача ресурсных центров – делать акцент на обучении СО НКО краудфандингу, работе с бизнесом и других формах привлечения финансовых ресурсов.

Во-вторых, следует ожидать вливания значительных финансовых средств в развитие  ресурсных центров поддержки СО НКО. Ресурсные центры должны усиливать оказание не только информационной, консультационной, юридической, экспертной, образовательной помощи СО НКО, но и имущественной, и, что очень востребовано, особенно на муниципальном уровне, обеспечить бухгалтерское сопровождение  реализуемых социальных проектов.

В-третьих, следует ожидать большей открытости конкурсных процедур в части наличия обратной связи грантоператоров с СО НКО на предмет конкретизации недочетов и проблем конкретных проектов конкретных СО НКО. Заявители должны владеть четкой и понятной информацией о том, что необходимо доработать в проектах на будущее, чтобы получить финансирование.

В-четвертых, в условиях современных реалий развития Дальнего Востока приоритетные направления проектов СО НКО должны быть ориентированы на детей и молодежь, на развитие человеческого капитала и закрепление  на селения на Дальнем Востоке.

В-пятых, СО НКО необходимо выходить из зоны ограниченного действия и интегрироваться как друг с другом для реализации более масштабных проектов, так и  с системой образования (школы, ссузы, вузы). Именно образовательные учреждения могут становиться не только объектами, но и субъектами социального проектирования. А на базе вузов даже целесообразно создавать площадки для функционирования ресурсных центров.

В общем, главный вывод круглого стола – развитие ресурсных центров поддержки СО НКО неизбежно, они должны повлиять на развитие гражданских инициатив, качественное изменение деятельности СО НКО.