Колонка политолога: Идеальных моделей взаимодействия гражданского общества и государства не существует

07 марта 2014

О тенденциях в связи с началом реализации долгосрочной целевой программы Хабаровского края.

Неотъемлемый спутник правового государства — гражданское общество находится в нашей стране в стадии становления. От развития его институтов напрямую зависит реализация первой статьи Конституции Российской Федерации о правовом характере государства, формирование которого является главным ориентиром общественного развития.

Разработка теоретических представлений о гражданском обществе имеет длительную историю. Еще Цицерон говорил, что «народ — это не просто группа людей, сплоченных тем или иным образом; народ появляется там, где людей объединяет согласие по поводу прав и законов, а также желание содействовать взаимной выгоде».

Среди тех, кто размышлял над этой темой, были величайшие мыслители, в том числе такие выдающиеся, как Д. Локк, Г. Гегель, А. Грамши и другие. Многие аспекты их теоретических представлений о гражданском обществе нашли практическое применение в странах с развитой демократией.

Попытки формирования гражданского общества осуществлялись и в царской России после отмены в 1861 году крепостного права. Неподготовленные к «свободе» крестьяне вплоть до столыпинских реформ не знали, что делать с этой свободой. Нужно отдать должное Петру Аркадьевичу Столыпину, который сумел использовать эту крестьянскую общественную неприкаянность как во благо самого народа, так и во благо развития гражданского общества. Великий российский реформатор полагал, что само понятие гражданского общества нельзя рассматривать без взаимосвязи с понятием «собственность», ибо только с появлением у человека, гражданина собственности он стремится все к большей автономии, безопасности и развитию.

Далее события развивались стремительно. Воспользовавшись «свободой» народа, его эйфорией и слабостью государства, новая коммунистическая элита фактически прекратила существование старой элиты и самой Российской империи. Политический уклад, формируемый пришедшей к власти партией большевиков, не предусматривал наличия у народа собственности, как впрочем, не предусматривал и свободного общества. Дальнейшие действия советского государства были направлены исключительно на уничтожение свободы, собственности и, как следствие, недопущение формирования гражданского общества в его современном демократическом понимании.

Поэтому представляется особенно важным то, что в условиях формирования новой государственности России в одном из важнейших государственных документов, а именно в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, в главные национальные приоритеты Российской Федерации на долгосрочную перспективу включено развитие демократии и гражданского общества.

Объем и значимость гражданского общества определяют меру его воздействия на политическую жизнь и не ограничиваются только периодами выборов. Оно осуществляется постоянно через деятельность входящих в него ассоциаций и институтов, через формирование общественного мнения. Как отмечает известный английский специалист по проблемам политической науки Джон Кин, «гражданское общество должно стать постоянной занозой в боку политической власти».

Но парадокс состоит в том, что заранее определенных условий развития гражданского общества не существует — ни благоприятных, ни негативных. Слабое государство, если оно авторитарно, может оказаться столь же тормозящим фактором, как и сильное. Экономический подъем может помешать развитию гражданского общества ничуть не меньше, чем экономический кризис. Развиваться должны прежде всего сами люди.

Сегодня гражданское общество понимается как сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимых от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Эффективной самоорганизации граждан, особенно их взаимодействию с государством, благоприятствует придание их объединениям правовых форм общественных и других некоммерческих организаций (НКО). Хотя гражданское общество не сводится только к совокупности зарегистрированных организаций, и Общественная палата Российской Федерации, и региональные общественные палаты стремятся учитывать, выражать и защищать законные интересы всех самоорганизующихся гражданских структур, действующих в конституционных рамках.

Общественная палата Хабаровского края утвердила доклад «О состоянии и развитии гражданского общества Хабаровского края в 2013 году». Этот объемный многостраничный документ включает в себя самые различные аспекты его состояния, и в рамках данной статьи, естественно, невозможно охарактеризовать все тенденции его формирования и развития (более подробно — в последующих номерах газеты «Приамурские ведомости»).

Остановимся на одном из ключевых критериев развитости гражданского общества — социальной активности населения, от которой зависит деятельность самых различных общественных институтов.

Сегодня в Хабаровском крае зарегистрировано более двух с половиной тысяч НКО, которые можно структурировать на четыре сектора — экономический, политический, социальный и социокультурный. Социокультурный — почти две трети от всех зарегистрированных организаций, за ним следуют социальный (23%), экономический (10,6%) и политический (2,64%) сектора.

Наибольший удельный вес среди НКО края имеют общественные организации — 24,1%, профессиональные союзы — 9,6%, некоммерческие партнерства — 9,56%, образовательные учреждения — 8,9% и автономные некоммерческие организации — 8%.

В развитии общественного сектора в Хабаровском крае в 2013 году наметились тенденции по преодолению кризисного периода, характеризующегося спадом общественной активности, закрытием, самороспуском или деградацией общественных организаций «со стажем», низкой активностью участия НКО в грантовой и проектной деятельности, незначительной социальной значимостью деятельности НКО и низкой степенью доверия к общественным организациям и к общественной деятельности со стороны населения. Ключевым событием регионального значения в 2013 году можно назвать начало реализации государственной целевой программы Хабаровского края «Содействие развитию институтов и инициатив гражданского общества в Хабаровском крае на 2013 — 2020 гг.».

Общественные объединения и организации выступают одним из наиболее значимых, активных и реально действующих секторов гражданского общества, поскольку именно общественные объединения, организации активно способствуют тому, чтобы, с одной стороны, государство стало правовым (оказывают прямое влияние на развитие и реализацию законодательных инициатив, закрепление правовых норм), а с другой — общество стало именно гражданским (повышая социальную активность граждан, формируя социальный тип поведения).

Но подавляющее большинство жителей Хабаровского края не участвуют в деятельности общественных организаций и объединений. Лишь 13,2% проявляют свою социальную активность в работе политических партий, общественных организаций, профсоюзов, ТСЖ. О системном характере низкой социальной активности свидетельствует тот факт, что в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, а также в муниципальных образованиях Хабаровского края уровень включенности населения в деятельность общественных организаций и объединений одинаково низкий. Общая тенденция такова: чем старше становится гражданин, тем ниже его уровень включенности в общественные структуры.

В то же время, несмотря на низкий уровень социальной активности, жители Хабаровского края считают необходимым и полезным для развития региона деятельность общественных структур. В своем большинстве эту пользу опрошенные видят в деятельности по благоустройству улиц и дворов (59,1%), в защите интересов граждан, их прав и свобод (46,0%), в решении экологических проблем (43,2%), в профилактике наркомании и алкоголизма (40,1%), в профилактике преступности и правонарушений (36,9%) и других.

Важным элементом развития гражданского общества выступает и развитие социальных инициатив граждан, посредством которых реализуются как их личный интерес, так и конкретная социальная помощь территориальному сообществу. Для Дальнего Востока России (в силу его огромной территории вкупе со слабым заселением) особо необходим высокий уровень социальной солидарности и гражданской активности граждан. От готовности людей участвовать в общественной жизни территории, на которой они проживают и работают, во многом зависит и эффективность решения актуальных социальных проблем территориального сообщества, действенность функционирования института местного самоуправления.

В значительной степени участие в таких мероприятиях зависит от многих условий, в основном от информированности, готовности и желания жителей. Так, о своем праве и возможности участвовать в публичных слушаниях — обсуждениях проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения знает только каждый третий житель края. Желание участвовать в публичных слушаниях, проводимых органами местного самоуправления, проявляет только каждый пятый житель городов Хабаровского края (Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре) и каждый третий сельский житель. Половина же опрошенных не хотят участвовать в данной форме прямой демократии.

Критическая ситуация, сложившаяся на Дальнем Востоке в прошлом году в связи с паводком, актуализировала значение волонтерского движения: каждый седьмой опрошенный (14%) отметил, что в той или иной степени стал причастным к оказанию помощи и поддержке пострадавшим, не остался равнодушным (был волонтером, оказывал материальную помощь пострадавшим от наводнения, помогал своим автотранспортом, осуществил перевод денежных средств). Напрашивается логичный вывод — необходимо создать систему оценки эффективности работы общественников и поощрения лучших (в том числе — учреждение краевых и муниципальных премий, наград и тому подобное).

Идеальных моделей взаимодействия гражданского общества и государства не существует. Сила любого государства — в единстве общества, единомыслии относительно перспектив дальнейшего развития. И на данном этапе взят совершенно правильный курс на формирование и развитие гражданского, свободного, открытого общества. «Наша задача, — особо отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин в интервью французской газете Le Monde, — в том, чтобы наше гражданское общество мужало, росло, укреплялось». А сильное гражданское общество, как известно, означает и сильное государство.

Евгений ЧАДАЕВ, политолог,
кандидат исторических наук.

Источник: priamurka.ru