Колонка политолога: в Хабаровском крае формируются элементы системы общественного контроля

01 апреля 2014

Одним из главных направлений формирования российской государственности является активное взаимодействие всех органов государства с институтами гражданского общества. В условиях демократического сообщества многократно возрастают роль и значение общественного контроля в связи с потребностями модернизации государственного управления.

Современному государству все сложнее реагировать на множество общественных запросов и потребностей, что может приводить к возникновению и (или) обострению самых различных социальных конфликтов. Решению этой проблемы — в эффективных обратных связях между государством и обществом путем непосредственного участия граждан в государственном управлении с помощью института общественного контроля.

Над теоретическим обоснованием необходимости общественного контроля в управлении государством размышляли многие великие философы. О важности контроля народа за должностными лицами и правителями государства упоминал в своих работах еще Аристотель, считая такой контроль одним из условий политической стабильности и процветания государства

Ш.-Л. Монтескье, различая государство одновременно как союз граждан и как совокупность должностных лиц, подчеркивал, что хотя общество не может существовать без правительства, наличие законов дает возможность подданным осуществлять контроль за его действиями.

Развитость институтов общественного контроля и эффективность их деятельности сегодня является одним из критериев демократического устройства государства. Десятки тысяч общественных организаций, союзов, объединений, действующих на правовой основе, выполняют роль, образно говоря, «ночного сторожа» государства и не позволяют власти выходить за пределы закона. Целые институты в зарубежных странах занимаются специальными научными исследованиями, отслеживая позитивные и негативные тенденции взаимодействия власти и общества.

В советский период исследования об общественном контроле зачастую носили ярко выраженный идеологизированный характер, раскрывая содержание этого явления через понятия «социалистический контроль», «партийный контроль», «народный контроль» и тому подобное.

В современных условиях наиболее распространенным является определение общественного контроля как системной деятельности уполномоченных институтов гражданского общества и отдельных граждан по установлению соответствия функционирования государственных органов нормативно-правовым стандартам и корректирование выявленных отклонений посредством обращения в уполномоченные государственные органы либо к общественному мнению.

Специфические признаки общественного контроля заключаются в том, что он: во-первых, выступает в качестве формы управления обществом и отдельными его институтами, соединяющей интересы и потребности всех членов общества в единую руководящую волю; во-вторых, представляет собой основное средство обеспечения баланса интересов различных социальных групп и недопущения конфликтов данных интересов; в-третьих, служит гарантом исполнения социальных норм, так как позволяет выявлять нарушителей и разрабатывать механизм привлечения их к общественной ответственности, начиная с общественного порицания и заканчивая правовой ответственностью.

Но роль государства в процессах становления института общественного контроля должна быть не более чем вспомогательной. Нельзя забывать, что именно государство является объектом общественного контроля. Государство, вмешиваясь в процесс возникновения и деятельности гражданских образований, выделяя для них материальную базу и создавая регулятивные механизмы, неизменно берет эти структуры под контроль, разрушая тем самым их самоорганизационную основу. А ведь смысл таких образований не только и (или) не столько в развитии критичности по отношению к власти, но и в той возможной поддержке власти, которую они могут оказать в силу все той же своей неформальной сплоченности и наличия механизмов влияния на людей.

В качестве основных институтов общественного контроля исполнительной власти в Российской Федерации можно выделить следующие: политические партии, профессиональные союзы, общественные организации и объединения некоммерческого характера, территориальное общественное самоуправление как низовое звено общественной власти, общественные палаты.

Принят ряд законодательных актов, закрепляющих контрольный статус отдельных общественных структур. Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об Общественной палате Российской Федерации» этот орган создан в том числе и в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В Хабаровском крае уже формируются элементы системы общественного контроля. Ведущая роль принадлежит краевой Общественной палате. За неполных два года своего существования накоплен первый опыт, проводятся общественные слушания, «нулевые» чтения законопроектов. Важная роль отводится деятельности общественных советов при краевых органах власти.

Определенную роль в организации общественного контроля за деятельностью органов краевых и муниципальных органов власти сегодня играет региональное отделение Общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ». Например, на последнем заседании его регионального штаба было принято решение о создании рабочей группы взаимодействия с органами власти по контролю за ходом строительства жилья для жителей края, пострадавших во время паводка в 2013 году. В состав группы войдут представители общественности, эксперты, строители, и уже с апреля она начнет активную работу.

Общественно значимой является и деятельность регионального центра общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ-контроль». Со дня его создания в середине прошлого года члены этой общественной структуры провели прием граждан в городских округах Хабаровска, в Комсомольске-на-Амуре, Амурском, Вяземском, Солнечном и Советско-Гаванском районах по вопросам ОДН, работы домкомов, противодействия недобросовестным управляющим организациям.

Деятельность всех общественных структур, участвующих в формировании системы общественного контроля, не является самоцелью (или самодеятельностью), а, наоборот, вытекает из конституционного права граждан (статья 32) на участие в управлении делами государства и направлена на повышение эффективности государственного и муниципального управления, развитие гражданского общества и накопление социального капитала. И для того, чтобы этот процесс имел прочную правовую основу, Президентом России В. В. Путиным 12 марта этого года в Государственную думу внесен проект федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Законопроектом предусматривается установление правовых основ организации и осуществления общественного контроля, его целей, задач, принципов и форм. Также будет определяться регулирование правового положения субъектов общественного контроля, их основных прав и обязанностей, способов осуществления ими общественного контроля, форм обнародования результатов общественного контроля.

В соответствии с законопроектом субъектами общественного контроля могут быть общественные палаты федерального, регионального и местного уровней, общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления. Для осуществления общественного контроля могут создаваться общественные наблюдательные комиссии, наблюдательные советы, общественные инспекции, группы общественного контроля и иные организационные структуры.

Общественный контроль предполагается осуществлять в форме общественного мониторинга, общественных проверок и общественных экспертиз (будут определены, в том числе, права и обязанности общественных инспекторов и общественных экспертов). Предусматриваются и самые различные формы взаимодействия институтов гражданского общества с государственными органами и органами местного самоуправления — общественные обсуждения, общественные (публичные) слушания и другие формы взаимодействия.

В целях информационного обеспечения общественного контроля предлагается закрепить обязанность субъектов общественного контроля обнародовать информацию о результатах общественного контроля, а также право граждан на открытый доступ к информации об общественном контроле, за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, сведения о персональных данных и информации, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Особенно важно, законопроектом предусматривается: в случае нарушения прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций субъект общественного контроля вправе поставить перед соответствующими государственными и муниципальными органами вопрос об ответственности виновных должностных лиц. Воспрепятствование законной деятельности субъектов общественного контроля и его участников, а также необоснованное вмешательство субъектов общественного контроля и его участников в деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и оказание неправомерного воздействия на органы и организации, влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Таким образом, создание системы общественного контроля за деятельностью органов власти всех уровней (федерального, регионального и местного) является необходимым условием формирования правового государства. Причем как для самих властных структур (прежде всего, для их самосохранения в демократических и правовых рамках), так и для использования энергии гражданского общества в общественно полезных целях.

 

Источник: Приамурские Ведомости Хабаровск