Люди должны знать, что власть их слышит

24 декабря 2019

Ситуационный центр для работы с обращениями жителей региона на «Прямую линию президента России» появился в Хабаровском крае. В нем уже аккумулировано около 10 тысяч запросов, часть из которых проанализирована и передана для исполнения чиновникам. Контролировать эффективность принятия решений поручено активистам регионального отделения Общероссийского народного фронта (ОНФ). Об этом в беседе с корреспондентом «Тихоокеанской звезды» рассказал член центрального штаба ОНФ, председатель общественной палаты Хабаровского края Андрей Белоглазов.

В 80% случаев местные власти не могут решить проблемы, обозначенные в обращениях на «Прямую линию президента». Часть задач по силам волонтерам, но существующая система диалога между органами власти и общественниками далека от совершенства.
В то же время, подключая гражданских активистов, есть вероятность существенно сократить поток жалоб на имя главы государства. Такое мнение во время встречи руководителей ОНФ с Владимиром Путиным минувшей осенью высказал один из участников общероссийского народного фронта.

«Легко» должно значить «быстро»

Идея была поддержана и вскоре получила реализацию в виде создаваемых в регионах ситуационных центров по работе с обращениями граждан на президентскую линию. Прошло больше месяца. Как обстоит дело в Хабаровском крае?
- Действительно, у нас в регионе тоже создан такой ситуационный центр, - рассказывает Андрей Белоглазов. - На сегодняшний день проанализировано более 600 обращений жителей Хабаровского края на «Прямую линию президента».
Они перенаправлены для принятия решений в правительство региона, а ОНФ проследит результаты.
Вообще, на «Прямую линию» поступило около 10 тысяч вопросов от наших земляков - на электронную почту, в виде СМС, звонков.
Все эти обращения требуют определенной реакции - они не могут остаться без ответа. Люди должны понимать: их тревоги в органах власти слышат, с ними работают, по ним будут выполняться определенные действия.
Часть поднимаемых проблем не может быть решена на местном уровне, находится в компетенции федеральных структур. Скажем, когда речь о выделении дополнительных многомиллионных средств на приобретение дорогостоящих лекарств. Или в вопросах регулирования добычи биоресурсов, вылова лососевых в Амуре.
Но существуют ситуации, когда местным властям по каким-то причинам не удается выполнить элементарные вещи. Один из недавних примеров - звонок инвалида по зрению, который остался без специальной тросточки и не может самостоятельно выходить из дома на улицу.
Он обратился в социальные службы с просьбой выделить ему новую трость. Получил ответ: приходите лично, пишите заявление. Человек удивляется: как прийти, если сломана трость, - без нее он не может передвигаться по улице! Толком ему ничего не объясняют, навстречу не идут. 
А проблема на самом деле легко устранимая. Но по причине занятости или черствости, равнодушия сотрудника социального ведомства человек оказывается в отчаянии: нет заявления - не получите трость!
Даже вмешательство активистов регионального отделения ОНФ в Хабаровском крае не изменило позиции чиновника. В результате  посчитали: цена вопроса - 600-800 рублей, и сами приобрели эту трость для оказавшегося в трудном положении человека и доставили ему.

Чей компетенции уровень?

Как вы понимаете, среди обращений подобных ситуаций масса. Они  не повод звонить президенту, однако инертность чиновников вынуждает людей жаловаться «в последние инстанции».
Члены ОНФ пытаются объяснить это представителям местных органов власти. Понимание встречаем не всегда, бывают горячие споры. Наша задача как общественников - обеспечивать диалог между жителями и властью, привлекать специалистов-экспертов, которые могут предложить определенные варианты устранения тех или иных барьеров.
К счастью, в работе ситуационного центра участвуют представители различных общественных организаций. Это, например, волонтеры-медики, члены Общественной палаты Хабаровского края, юристы, предприниматели. Основная задача ресурсного центра по работе с обращениями граждан на президентскую линию - систематизация жалоб и определение тех, в чьей они компетенции.
Большая часть обращений, как мы убедились, посвящена ЖКХ. Далее следуют вопросы, связанные с социальным обеспечением, образованием, медициной. Свои замечания делают представители бизнеса. Например, жалуются, что нагрузка на начинающих предпринимателей все еще высока. Предлагают в ряде случаев освободить от избыточных требований. В частности, от обязательного наличия кассовых аппаратов в мелкой торговле - расходы на приобретение и дальнейшее обслуживание специальных расчетных устройств зачастую обходятся дорого, а оборот таких предприятий невелик.

Помощь формальная и реальная

Понятно, что чиновники тоже действуют в определенных рамках, ограничены нормативами, служебными полномочиями, за превышение которых несут ответственность вплоть до уголовной.
Поэтому по каждой проблеме общественники пытаются предложить свои решения. ОНФ позволяет аккумулировать возможности различных структур, представителей общественности, чтобы вырабатывать наиболее рациональные решения.
Так, недавно хабаровский региональный штаб ОНФ в очередной раз пригласил специалистов обсудить непростую ситуацию в микрорайоне Красная Речка, где железнодорожные пути пересекают путь пешеходов из одного жилмассива в другой.
Мы неоднократно выезжали на этот объект, наблюдали одну и ту же картину: в несколько рядов стоят составы, преграждают дорогу людям, идущим на работу и в магазины. Там постоянно передвигаются школьники, пожилые люди, молодые мамы с детьми.
После обращений к руководству станции на этом участке появился светофор. Правда, когда горит зеленый, это не значит, что путь проходим на всем протяжении: один состав расцепили, дальше может оказаться другой - значит, лезь под вагоны, так что ли? А расцепка одного состава это около сорока минут. Получается, принятые железнодорожниками меры носят формальный характер. Понятно, что у них свои приоритеты, и, главное, руководство далеко. Но ведь угроза для жизни хабаровчан никуда не делась!
И вот, было решено провести очередное совещание с участием представителей разных ведомств на площадке штаба ОНФ - пригласили сотрудников городской администрации, прокуратуры, РЖД. Сошлись во мнении: требуется строительство надземного перехода. Это было ясно и раньше. Но сейчас идея официально озвучена, и это внушает оптимизм: проблема помаленьку, но сдвигается с места.

Сила экспертного мнения

Говоря о возможностях гражданских активистов, нужно учитывать, что региональный штаб тесно работает с центральным штабом ОНФ. Кроме того, год назад я был избран в состав центрального штаба. Это дало большой импульс. 
По роду общественной деятельности часто общаюсь с руководством Общероссийского народного фронта. Это - признанные эксперты и специалисты с огромным профессиональным и жизненным опытом. Вряд ли нужно представлять врача Леонида Рошаля, который многое делает, чтобы озвучить проблемы основного звена медицины.
Работа в центральном штабе позволяет мне, когда это действительно необходимо, напрямую переадресовывать вопросы жителей Хабаровского края федеральным экспертам. Кроме того, принимаю участие в работе площадок, которые посещают первые лица государства, руководители федеральных министерств. Это также помогает привлечь внимание к нашим проблемам тех людей, от которых зависит принятие кардинальных решений.
Напомню, осенью на Восточном экономическом форуме мне удалось озвучить перед президентом России предложения наших земляков, связанные с повышением качества жизни дальневосточников.
Одно из них - по поводу предоставления материнского капитала для оплаты подключения жилья к инженерным сетям, там, где отсутствует нормальное газо- и водоснабжение. Оно было поддержано, как и другое, поступившее от моих коллег, о создании региональной дальневосточной авиакомпании для снижения стоимости билетов по федеральному округу и повышения транспортной доступности отдаленных населенных пунктов.
Кстати, о действенности созданных в нашей стране гражданских институтов говорит тот факт, что на государственном уровне поддержана еще одна инициатива дальневосточников - идея строительства моста через Лену, в Якутии.
При недостаточной дорожной обеспеченности региона всесезонный транспортный переход очень важен. Его строительство в сложных климатических условиях дело весьма дорогостоящее, но все понимают: для закрепления населения на отдаленных территориях требуются серьезные шаги.

Результаты открыты для каждого

Уверен, значимые изменения ощутят и жители Хабаровского края. В скором время будет завершена работа над нацпроектом по развитию Дальнего Востока, о необходимости которой Владимир Путин напомнил на Всероссийском экономическом форуме в 2018 году.
ОНФ провел большую работу для привлечения к обсуждению программных вопросов как можно большего числа экспертов, представителей органов власти, рядовых дальневосточников.
Каждый мог внести свои предложении. Сейчас завершается их анализ и формулируются положения новой государственной программы. Затем будут определены источник финансирования и проработаны многие другие технические вопросы.
Наша задача, как общественников, будет заключаться в том, чтобы проконтролировать эффективность работы чиновников, задействованных в реализации принятых программ.
Общественный контроль работает, это видно по тем результатам, оценить которые может любой желающий. Усилиями активистов ОНФ созданы интерактивные карты разбитых дорог, в Интернете можно увидеть карту несанкционированных свалок, на которой постоянно обновляется информация по экологическому благополучию в том числе Хабаровска.
Во многом благодаря информационной работе, которую проводит ОНФ, сотни неравнодушных жителей Хабаровского края стали участниками программ в рамках нацпроекта «Комфортная городская среда» - смогли обустроить детские площадки в своих дворах, облагородить общественные территории, превратить в скверы пустыри.
Главное, что к участию в этой работе привлекаются волонтеры-эксперты. Так, студенты одного из местных вузов, будущие архитекторы, помогали в разработке дизайн-проектов реконструируемых площадок.
Сотрудничество общественников и профессионалов, не сомневаюсь, будет продолжено.
Записал Алексей СТАХОВ.

Кстати

Проблемы, с которыми дальневосточники обращаются на «Прямую линию президента России», не возникают на пустом месте. Не все они по силам местным чиновникам. Но нередко те, кто мог бы заняться такими вопросами, не в курсе. До конца этого года в ОНФ разработают специальное мобильное приложение, призванное упростить обработку запросов, поступающих от граждан, и сделать взаимодействие общественников с органами власти еще более эффективным.

Источник: газета "Тихоокеанская звезда"