Школьники Хабаровска изучают новый предмет – основы здорового питания

08 апреля 2014

По данным доклада Уполномоченного по правам ребёнка по Хабаровскому краю Светланы Леонидовны Жуковой, 90% детей, поступающих в 1-ый класс – здоровые дети, а к 11 классу только 15% детей не имеют хронических заболеваний. Почему так и что с этим делать разбираются студенты кафедры детской стоматологии ДВГМУ, под руководством доцента кафедры стоматологии Марины Ильиничны Елистратовой.

«Конечно, не только питание виновато в отрицательной статистике, есть и другие факторы, например экология (Хабаровский край – территория микроэлементоза), наследственность и другие причины. Но нездоровое питание играет большую роль в развитии многих заболеваний, таких как заболевания желудочно-кишечного тракта, кариеса и т.д. По исследованиям медиков, в Хабаровском крае 98% детского населения поражено кариесом – это самая высокая интенсивность во всей России», - докладывает Марина Ильинична Елистратова.

Полноценное сбалансированное питание – важнейшее условие для организма в период его роста и формирования. Школьники должны не просто знать принципы его, а ещё и уметь применять их в жизни.

Медики проанализировали школьную программу по биологии и ОБЖ. Оказалось, что в школьном курсе всего 6-8 часов отводится на темы, где конкретно говорится о питании. То есть нельзя сказать, что школа вообще не учит детей здоровому питанию, но, к сожалению, когда провели социологический опрос, то получили тревожные факты. К примеру, подростки знают, что питаться нужно 4-5 раз в день, но добрая половина делает это 2 раза и реже. Знают, что необходимо завтракать перед школой, но половина не завтракает вообще, а потом не могут понять, почему к большой перемене развивается аппетит, который они гасят каким-нибудь сладким батончиком. Хабаровские школьники в большинстве своем не знают, что вкладывается в понятие "правильное питание", у большинства отсутствует режим питания, нет знаний о том, как определить качество продуктов, и самое, наверное, главное - они просто не понимают связь между своим здоровьем и характером питания. Если говорить языком цифр, возможно, так будет нагляднее, то достаточным показателем уровня осведомленности по вопросам правильного питания считается единица. А у хабаровских школьников этот показатель равен 0,56.

Выход один – учить детей питаться правильно. С этой целью в крае с 1 января 2014 по 1 июня 2014 г действует проект «Здоровое питание школьника». Проект организован  Дальневосточным научным центром местного самоуправления и   Кафедрой стоматологии детского возраста ГБОУ ВПО ДВГМУ

Пилотными учреждениями выбраны математический лицей, 30 школа, 3 гимназия, школа с. Ракитное. В этих школах уже проведены первые уроки здорового питания, на которых ребятам рассказали, напомнили о том, что еда – залог здоровья каждого, вспомнили пирамиду питания. Нужно сказать дети откликнулись, заинтересовались, были моменты удивления от презентаций. Сейчас в разработке находится третий урок. Он будет посвящен уже конкретно приему пищи. Когда, какую еду есть, как учесть свои индивидуальные особенности и т.д.

В области здорового питания школьников уже разработаны в центральной России много учебных методик, но проанализировав их, дальневосточные медики пришли к выводу, что не совсем корректно составлены меню, совсем не сделан акцент на ежедневное употребление чистой воды и др. Для детей-дальневосточников нужно особый акцент сделать на микроэлементы, витамины. Одни с разработкой меню стоматологи справиться не могли, с   этой целью была создана Дальневосточная Ассоциация Здорового питания, куда вошли профессорско-преподавательский состав Медицинского университета, клинические ординаторы, студенты, которые проводят уроки здорового питания; психологи, врачи эндокринологи, гастроэнтерологи, врачи Центров Здоровья.  В ходе заседаний были представлены разработки для учителей, родителей, детей. Оценивалось каждое предложение, были внесены существенные дополнения, замечания со стороны врачей-диетологов, гастроэнторологов. Например, при разработке диетического питания школьника, ранее не оговаривалось время приема пищи, хотя это является основным фактором, как подсказали диетологи. В меню рекомендовали сухофрукты, орехи, а оказалось, что при высоком проценте заболеваний ЖКТ школьников, эти продукты следует прописывать в меню с особой осторожностью. Были предложены игровые варианты уроков. Все предложения тщательно обработаны, выведены определенные формулы, составлены дневники питания школьников и уже в ближайшие месяцы медики поделятся наработками со школьниками, учителями пилотных школ.

В ходе реализации проекта создан сайт  http://www.goodfood27.ru, где каждый заинтересованный может найти подробную информацию, получить новые знания о правильном питании.

По всем вопросам обращайтесь к  руководителю проекта -  Елистратовой Марине, доценту кафедры стоматологии детского возраста Дальневосточного государственного медицинского университета

Тел.89144009229 или оставьте заявку на сайте http://www.goodfood27.ru