«Школа успеха для родителей, попавших в трудную жизненную ситуацию»

10 апреля 2014

Ежемесячно  комиссии по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних, социальные центры   выявляют десятки  семей, не справляющихся с родительскими обязанностями по причине попадания их в трудную жизненную ситуацию: вследствие  смерти одного из супругов, развода,  утраты работы и т.д. Это могут быть и семьи из затопленных районов. Как правило, это неполные семьи (дети воспитываются одной мамой), с низким уровнем дохода. Дети в семьях не получают достаточной заботы и внимания.  Работа, если и имеется, то временная, низкооплачиваемая, не приносит удовлетворения. Поменять профессию, найти новую работу мешает неуверенность, отсутствие навыков поиска работы, трудоустройства. Такой семье чаще всего оказывают социальную помощь, выносят предупреждение об ответственности за воспитание детей, в лучшем случае направляют к психологу, до которого они редко доходят, так как не осознают, что причина трудностей в них самих. Если семье не помочь разобраться в причинах, научить решать проблемы самостоятельно – семья попадает в хронический кризис, дети не увидят счастливого детства, у них будут проблемы в школе, в будущем у них мало  шансов стать успешными. На данном этапе родителям необходим социальный тренинг повышения родительских и жизненных навыков, навыков успешного трудоустройства, другими словами им необходимо вновь научиться стать успешными родителями, успешными в жизни. 

Цель: Повысить качество жизни детей, проживающих в семьях, находящихся в трудной ситуации через обучение родителей   на  семинаре-тренинге «Школа успеха».

Задачи:

- сформировать 2  целевые  группы (по 20 человек каждая) в 2-х районах г. Хабаровска;

- организовать и провести семинар-тренинг;

-  развить  у родителей жизненные и коммуникативные навыки, повысить уверенность в своих силах, развить умения управлять эмоциями;

- повысить родительскую компетентность, улучшить взаимоотношения в семье;

- научить ставить реалистичные цели и достигать их, подготовить к успешному трудоустройству;

- оказать детям психологическую помощь.

Отчет.

 Основной партнер проекта – управление образования г. Хабаровска, школы города, в которых для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, открыты «социальные гостиные». Целевая группа сформирована управлением образования.

Проведен семинар-тренинг (28 часов) для 20 родителей из Индустриального района. Основная проблема участников семинара – трудности с воспитанием детей, утрата детьми интереса к учебе, к полезной деятельности.  Причины данной ситуации: авторитарные методы воспитания, с применением физических, психологических наказаний,  отсутствие рамок и границ, системности, дисциплины. Удалось показать и доказать как неправильные методы воспитания отрицательно повлияли на детей, на их неуспех в школе,  и как ошибки родителей отразятся на будущем успехе детей. Некоторые родители сами подвергались в семье насилию и даже одна участница – мать троих детей Ольга К.  рассказала о том, что ее бьет сожитель, но она боится обратиться в органы полиции. Вся группа оказала ей поддержку, особенно те, кто подвергался избиениям сам. Через несколько дней после очередных побоев Ольга К. обратилась в полицию. 

Вторым направлением учебы было  формирование уверенности женщин в себе, повышение их активности, целеустремленности.

Появился мотив у родителей – меняться, выбирать позитивные методы воспитания.

Программа тренинга  «Школа успеха»

№п\п

Тема

Количество часов

1

Обсуждение понятий «семейные ценности», «успешное родительство», «успешная женщина».

2

2

Понятия «трудная жизненная ситуация», «кризис». Внутренние и внешние факторы, приводящие к кризису.

Снижение качества жизни детей в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации.

6

3

Стресс.  (Обсуждение в группе понятия стресс).

Адаптивные навыки (теория + обсуждение).

Восприятие негативных событий (теория + обсуждение).

Практическое упражнение: разбор конкретного случая стрессовой ситуации. Оценка уровня стресса. Разработка плана действий – работа в группе.

Проблемы, мешающие преодолевать стресс (зависимости).

6

4

Определение понятия благополучие  и безопасность ребенка.   Негативные методы и позитивные методы воспитания.  Формулирование цели и задач воспитания.  Визуализация «Будущее ребенка».  Планирование изменений во взаимодействии с детьми.

3

5

Как стать успешным.

Потребности человека (пирамида Маслоу).

Формула деятельности (Потребности – Мотивы – Цели – Способы достижения цели – Результат)

Мотивация на изменения жизни.

Постановка цели.

Оценка ресурсов.

Планирование дел. Определение приоритетов.

Как бороться с ленью и депрессией.

6

6

Трудное поведение детей. Агрессия. Воровство. Причины. Правильное поведение родителей.

3

7

Презентация информации специалиста Центра занятости о вакансиях, о формах и способах поиска работы, о повышении квалификации. Разработка резюме. Работа в группах.

Как нравиться людям (работодателям). Подготовка к собеседованию.

3

8

Распределение бюджета. Уборка в доме.

3