Ежемесячно комиссии по делам несовершеннолетних, отдел опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних, социальные центры выявляют десятки семей, не справляющихся с родительскими обязанностями по причине попадания их в трудную жизненную ситуацию: вследствие смерти одного из супругов, развода, утраты работы и т.д. Это могут быть и семьи из затопленных районов. Как правило, это неполные семьи (дети воспитываются одной мамой), с низким уровнем дохода. Дети в семьях не получают достаточной заботы и внимания. Работа, если и имеется, то временная, низкооплачиваемая, не приносит удовлетворения. Поменять профессию, найти новую работу мешает неуверенность, отсутствие навыков поиска работы, трудоустройства. Такой семье чаще всего оказывают социальную помощь, выносят предупреждение об ответственности за воспитание детей, в лучшем случае направляют к психологу, до которого они редко доходят, так как не осознают, что причина трудностей в них самих. Если семье не помочь разобраться в причинах, научить решать проблемы самостоятельно – семья попадает в хронический кризис, дети не увидят счастливого детства, у них будут проблемы в школе, в будущем у них мало шансов стать успешными. На данном этапе родителям необходим социальный тренинг повышения родительских и жизненных навыков, навыков успешного трудоустройства, другими словами им необходимо вновь научиться стать успешными родителями, успешными в жизни.
Цель: Повысить качество жизни детей, проживающих в семьях, находящихся в трудной ситуации через обучение родителей на семинаре-тренинге «Школа успеха».
Задачи:
- сформировать 2 целевые группы (по 20 человек каждая) в 2-х районах г. Хабаровска;
- организовать и провести семинар-тренинг;
- развить у родителей жизненные и коммуникативные навыки, повысить уверенность в своих силах, развить умения управлять эмоциями;
- повысить родительскую компетентность, улучшить взаимоотношения в семье;
- научить ставить реалистичные цели и достигать их, подготовить к успешному трудоустройству;
- оказать детям психологическую помощь.
Отчет.
Основной партнер проекта – управление образования г. Хабаровска, школы города, в которых для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, открыты «социальные гостиные». Целевая группа сформирована управлением образования.
Проведен семинар-тренинг (28 часов) для 20 родителей из Индустриального района. Основная проблема участников семинара – трудности с воспитанием детей, утрата детьми интереса к учебе, к полезной деятельности. Причины данной ситуации: авторитарные методы воспитания, с применением физических, психологических наказаний, отсутствие рамок и границ, системности, дисциплины. Удалось показать и доказать как неправильные методы воспитания отрицательно повлияли на детей, на их неуспех в школе, и как ошибки родителей отразятся на будущем успехе детей. Некоторые родители сами подвергались в семье насилию и даже одна участница – мать троих детей Ольга К. рассказала о том, что ее бьет сожитель, но она боится обратиться в органы полиции. Вся группа оказала ей поддержку, особенно те, кто подвергался избиениям сам. Через несколько дней после очередных побоев Ольга К. обратилась в полицию.
Вторым направлением учебы было формирование уверенности женщин в себе, повышение их активности, целеустремленности.
Появился мотив у родителей – меняться, выбирать позитивные методы воспитания.
Программа тренинга «Школа успеха»
№п\п |
Тема |
Количество часов |
1 |
Обсуждение понятий «семейные ценности», «успешное родительство», «успешная женщина». |
2 |
2 |
Понятия «трудная жизненная ситуация», «кризис». Внутренние и внешние факторы, приводящие к кризису. Снижение качества жизни детей в семьях, находящихся в трудной жизненной или кризисной ситуации. |
6 |
3 |
Стресс. (Обсуждение в группе понятия стресс). Адаптивные навыки (теория + обсуждение). Восприятие негативных событий (теория + обсуждение). Практическое упражнение: разбор конкретного случая стрессовой ситуации. Оценка уровня стресса. Разработка плана действий – работа в группе. Проблемы, мешающие преодолевать стресс (зависимости). |
6 |
4 |
Определение понятия благополучие и безопасность ребенка. Негативные методы и позитивные методы воспитания. Формулирование цели и задач воспитания. Визуализация «Будущее ребенка». Планирование изменений во взаимодействии с детьми. |
3 |
5 |
Как стать успешным. Потребности человека (пирамида Маслоу). Формула деятельности (Потребности – Мотивы – Цели – Способы достижения цели – Результат) Мотивация на изменения жизни. Постановка цели. Оценка ресурсов. Планирование дел. Определение приоритетов. Как бороться с ленью и депрессией. |
6 |
6 |
Трудное поведение детей. Агрессия. Воровство. Причины. Правильное поведение родителей. |
3 |
7 |
Презентация информации специалиста Центра занятости о вакансиях, о формах и способах поиска работы, о повышении квалификации. Разработка резюме. Работа в группах. Как нравиться людям (работодателям). Подготовка к собеседованию. |
3 |
8 |
Распределение бюджета. Уборка в доме. |
3 |