Барнаульская городская организация усыновителей «День Аиста»

Цели и задачи организации:

Цель: формирование позитивного отношения общества к усыновлению (удочерению), содействие развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: защита прав усыновителей и их поддержка, защита права ребёнка на воспитание в семье, развитие российского усыновления (удочерения), помощь гражданам и организациям, участвующим в развитии усыновления (удочерения), поддержка законодательных инициатив, направленных на развитие семейного устройства детей-сирот и оставшихся без попечения родителей и охраны прав усыновителей (цель по уставу). Цель своими словами: формирование позитивного отношения общества к усыновлению и содействие развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Задачи:

- продвижение, разъяснение и поддержка усыновления в России российскими гражданами;

- повышение статуса усыновления;

- выявление потенциальных усыновителей и помощь в обретении ребенка;

- формирование позитивного общественного мнения в вопросах усыновления.

Мы хотим помочь покинутым детям найти новую семью и обрести в ней счастье вместе с новыми родителями.   Целевые группы: Семьи с приёмными детьми; дети в приёмных семьях; семьи с кровными детьми, не имеющие детей (потенциальные приёмные родители).

Направления деятельности:

- Оказание психологического сопровождения и поддержки состоявшимся усыновителям, опекунам и детям, родителям в процессе усыновления, потенциальным приёмным родителям на территории Алтайского края.

- Проведение тренингов, семинаров, информационных встреч, организация мероприятий, индивидуальное очное консультирование, подготовка информационных материалов, телефонное консультирование.

- Взаимодействие с органами опеки г.Барнаула Алтайского края и других регионов в целях подготовки специалистов и распространения опыта участников Организации.

- Оказание практической помощи начинающим усыновителям и опекунам с целью обмена опытом, профилактики самоизоляции усыновителей.

- Подготовка и распространение на бумажных носителях и в электронном виде информационных, справочных, методических и иные материалов по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проведение профилактической и разъяснительной работы по вопросу отказа от новорожденных детей.

Основные источники финансирования деятельности организации: Краевой бюджет, добровольные пожертвования, волонтёрский труд, личный вклад сотрудников организации, членские взносы.

Механизмы поддержки организации со стороны органов власти и местного самоуправления:Гранты, субсидии.  

Описание услуги

Сфера оказания услуг: Образование

Название услуги: «Школа родительского мастерства»

Как и почему стали оказывать данную услугу:

О необходимости специализированной подготовки приёмных родителей свидетельствует как зарубежный, так и отечественный опыт. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство детей-сирот не имеют положительного опыта семейного воспитания, у них наблюдаются психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные факторами потери семьи и воспитанием ребёнка в социальных учреждениях. Низкий уровень психолого-педагогической компетентности и моральной готовности приёмных родителей повышает риск возврата приёмных детей в сиротские учреждения. При этом, чем свободнее форма семейного устройства ребёнка, тем наиболее уязвим ребёнок для ситуации возврата. Другим следствием низкой информированности о специфике развития ребёнка в условиях сиротских учреждений и отсутствия необходимых навыков у приёмных родителей выступает неуважение интересов и жестокое обращение с детьми в семьях. Случаи жестокого обращения возникают в семьях разного типа, но группой риска, несомненно, являются неподготовленные семьи с некровными детьми, не получающие качественного психологического сопровождения. В связи с изложенным выше, мы считаем, что наиболее эффективной, доступной и информативной формой помощи приёмным семьям как до, так и после приёма ребёнка, является специально организованная система психологического сопровождения. Только безопасное семейное устройство ребёнка-сироты является гарантом того, что ребёнок вырастет гармоничной личностью, полноценным членом нашего общества.

Целевая группа, которой оказывается данная услуга:

- приёмные семьи;

– родители и дети;

- мужчины и женщины, желающие принять ребёнка в семью.

Кто оплачивает данную услугу / за счёт, каких ресурсов она предоставляется: Услуга осуществляется за счёт средств грантов, субсидий, волонтёрского труда добровольных пожертвований.

Кто ещё кроме вашей организации оказывает данную услугу в вашей местности, для вашей целевой группы: КГБОУ «КЦПМСС «Семья+» (Академия замещающей семьи, Клуб замещающих семей).

Краткое описание успехов и трудностей в работе: Результатом семинаров и встреч с опытными приёмными родителями и специалистами, индивидуального консультирования, обеспечения методическими материалами является повышение уровня психолого-педагогической компетентности приёмных родителей, в том числе: получение знаний о психологических особенностях детей разных возрастов, о специфике развития детей, оставшихся без попечения родителей, закономерностях процесса адаптации ребёнка в приёмной семье, психологических травмах и возможных проблемах развития приёмных детей; формирование навыков эмпатии, установления контакта, эффективного общения с ребёнком, конструктивного разрешения конфликтов, саморегуляции в стрессовых ситуациях, творческого разрешения возникающих проблем. В ходе реализации данной услуги:

- происходит формирование сообщества усыновителей;

- приёмные родители и дети;

– обмениваются опытом, получают необходимую информацию и помощь, разрешают психологические проблемы, получают поддержку со стороны сообщества усыновителей и специалистов;

- потенциальные приёмные родители;

- получают информацию о процессе усыновления, специфике развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей, знакомятся с жизненными историями и опытом участников встреч.

Правовое поле, в котором работает организация, оказывая данные услуги: Программа. Целью занятий является повышение психологической компетенции родителей в вопросах воспитания приёмного ребёнка. На занятиях родители учатся понимать, какие намерения скрываются за поведением ребёнка, какие стратегии воспитания более эффективны, как правильно разговаривать с ребёнком о его личной истории, а также соприкоснуться с собственными чувствами, преодолеть свои страхи, получить эмоциональную поддержку. Родительские занятия проходят в режиме тренингов, включая в себя освящение теоретических аспектов и отработку навыков. На совмещенных занятиях с детьми родители активно взаимодействуют с ними при помощи выполнения упражнений с последующим анализом происходящего. С помощью специалистов-психологов приёмные родители получают самую важную и интересную информацию, которая помогает им выстроить тёплые отношения с детьми и, возможно, избежать множества родительских ошибок.   Тематика семинаров и тренингов:

- «Тренинг регуляции эмоций»

- «Возрастные особенности детей раннего и дошкольного возраста»

- «Адаптация ребёнка к детскому саду»

- «Возрастные кризисы»

- «Подросток в семье: основы взаимопонимания»

- «Тренинг эффективного воспитания: поощрение и наказание»

- «Жестокое обращение с детьми: профилактика и помощь»

- Тренинг детско-родительского взаимодействия «Связующая нить».

Кроме того, разбираются темы, наиболее актуальные, предложенные группой.

Перспективы в развитии услуги: Данная услуга имеет хороший отклик у клиентов БГООУ «День аиста». Многие желают продолжения в новом году. Мы будем её подавать на грант. Расширять целевую аудиторию за счёт привлечения большего количества родителей (кровных и приёмных детей), а так же пока бездетных мужчин и женщин. Возможно, введём частичную оплату.  

Описание услуги

Сфера оказания услуги: Социальная защита

Название услуги: «Психологическая группа сопровождения детско-родительских отношений «Аистята»

Как и почему стали оказывать данную услугу:

«Аистята» – это проект сопровождения замещающих семей, а по сути это психологическая группа детско-родительских отношений. Создана для того, чтобы помочь родителям в решении проблем, справиться с которыми самостоятельно очень сложно.

Цель программы: Гармонизация детско-родительских отношений замещающих родителей и приёмных детей для обеспечения оптимального уровня процесса социальной адаптации детей-сирот в приёмной семье.

Основные задачи:

- Формирование и укрепление у родителей навыков, способствующих развитию  позитивных взаимоотношений с детьми.

- Развитие навыка действовать сообща, умения понимать и принимать намерения другого.

- Развитие у детей и родителей понимания собственных эмоций и чувств.

- Развитие у детей волевых процессов, самоконтроля, воображения, творческого самовыражения.

- Развитие безусловного отношения родителей к своим детям, а у детей привязанности к родителям.

Целевая группа, которой оказывается данная услуга: Приёмные семьи – родители и дети; кровные семьи с детьми.

Кто оплачивает данную услугу / за счёт, каких ресурсов она предоставляется: Услуга осуществляется за счёт средств грантов, субсидий, волонтёрского труда добровольных пожертвований.

Кто ещё кроме вашей организации оказывает данную услугу в вашей местности, для вашей целевой группы: КГБОУ «КЦПМСС «Семья+» (Индивидуальные занятия с психологами для приёмных детей).

Краткое описание успехов и трудностей в работе: Реализация проекта позволяет приёмным детям успешно адаптироваться в приёмной семье, справиться с негативными эмоциональными переживаниями, укрепить привязанность к приёмным родителям и установить с ними гармоничные отношения, психологически принять факт усыновления как позитивное жизненное событие, успешно развиваться в соответствии с потребностями возраста, способностями и наклонностями в благоприятной социальной среде. В ходе проекта создаются условия для удовлетворения актуальных потребностей приёмных родителей в безоценочном общении со специалистами и другими родителями, в обмене полученным опытом, в получении необходимой информации и конкретной помощи в трудных ситуациях, в психологической разгрузке и отдыхе, поддержке и принятии.

В ходе реализации данного проекта:

- происходит формирование сообщества усыновителей;

- приёмные родители и дети обменяются опытом, получат необходимую информацию и помощь, разрешат психологические проблемы, получат поддержку со стороны сообщества усыновителей и специалистов;

- потенциальные приемные родители получат информацию о процессе усыновления, специфике развития ребёнка, оставшегося без попечения родителей, познакомятся с жизненными историями и опытом участников встреч.

Правовое поле, в котором работает организация, оказывая данные услуги: Программа «Неделя»

1. «Наш общий дом». 1.Совместные игры родителей и детей на развитие слушать и договариваться друг с другом. 2. Художественное творчество: «Дом для моей семьи». 3. Ритуальное упражнение на развитие привязанности, умения чувствовать друг друга «Спинка к спинке».

2. «Сад и огород». 1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга. 2. Изготовления «сада и огорода» для всей семьи, использование круп, гороха и других мелких материалов. 3. Упражнение «Спинка к спинке».

3. «Моё личное пространство». 1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга. 2. Изготовление «коллажа» из журнальных вырезок, оформление «комнаты». 3. Упражнение «Спинка к спинке».

4. «Моя мечта». 1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга. 2. «Моя мечта» — работа с водой и крахмалом. 3. Упражнение «Спинка к спинке».

5. «Чувства бывают разные». 1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга. 2. Знакомство с основными чувствами – радость, удивление, злость на основе сказки «Репка». 3. Упражнение «Спинка к спинке».

6. «Домик для моих эмоций». 1. Совместные игры родителей и детей на умение чувствовать друг друга. 2. Сюжетные игры на распознавание основных эмоций — радость, удивление, злость «Заселяем» домик. 3. Упр. «Спинка к спинке».

7. «Мы вместе». Заключительное занятие. Диагностика эмоционального состояния. Упражнения на закрепление умения договариваться.

Программа «Мир цветов и чувств».

Цель: Устранение неэффективного психологического напряжения во взаимодействии  родителей и приёмных детей. Гармонизация эмоциональной сферы детей.

Задачи:

- отреагирование эмоциональных состояний у детей;

- коррекция механизмов психологической защиты у детей в виде демонстративности, негативизма, агрессии;

- коррекция тревожности у родителей, негативных установок, социальных барьеров;

- формирование способов эффективного взаимодействия детей и взрослых на основе понимания эмоционального состояния друг друга;

- развитие у детей умения контролировать свои действия;

-обучение детей приёмам саморасслабления.

Описание занятий:

1. «Живут на свете человечки». Расширение опыта детей в понимании выражении эмоций. Совместные игры родителей и детей на понимание и выражение с помощью мимики и позы заданных эмоциональных состояний. Обучение детей приёмам саморасслабления.

2. «В гостях у сказки». Сочинение родителями и детьми совместной общей сказки. Продолжение знакомства детей с элементами выразительных движений. Совместные игры родителей и детей на понимание различных эмоциональных состояний по мимике и пантомимике. Обучение детей приёмам саморасслабления.

3. «Хозяин своей радости». Двигательные импровизации. Упражнения  на определение эмоциональных состояний по мимике, жестам, позе. Развитие понимания эмоциональных состояний «радости», «спокойствия». Активизирование эмоционального словаря детей. Обучение детей приёмам саморасслабления.

4. Хозяин своей злости. Двигательные импровизации. Продолжение знакомства с терминами, обозначающими эмоциональные состояния. Сюжетные игры на развитие способности к вербализации экспрессивных признаков и ситуации возникновения понимания эмоциональных состояний «страха» и «злости» у взрослых и детей. Отреагирование актуального состояния. Обучение детей приёмам саморасслабления.

5. «Хозяин любопытства», «отвращения». Сюжетные игры на понимание эмоциональных состояний «любопытства», «отвращения». Упражнения на развитие умения анализировать невербальные средства при воспроизведении состояний «любопытства», «отвращения», радости». Обучение детей приёмам саморасслабления.

6. Хозяин своего страха. Двигательные импровизации. Упражнения на определение эмоциональных состояний по мимике, жестам, позе. Активизация эмоционального словаря детей. Расширение представлений о состояниях «самодовольства», «страха», «радости», «удивления» в сюжетной игре. Отреагирование актуального состояния.

7. Хозяин своей грусти. Игры–пантомимы для взрослых и детей. Упражнения на определение настроения по описанию. Обучение детей приёмам саморасслабления.

8. Хозяин стыда и гордости. Игры–пантомимы для детей и взрослых на воплощения в заданный образ. Упражнения на распознавание эмоциональных состояний по схематическим изображениям. Отреагирование актуального состояния.

9. Цветы и чувства. Совместное рисование родителей и детей. Определение эмоциональных состояний по мимике, жестам, позе. Упражнения на развитие интонационной выразительности речи детей. Обучение  детей приёмам саморасслабления.

10. Забавные истории. Упражнения на развитие воображения, интонационной выразительности речи детей. Определение эмоциональных состояний по схематическим изображениям и объединение их единым сюжетом. Расширение представления детей о причинах возникновения эмоциональных состояний. Приёмы саморасслабления.

11. Итоговое занятие. Двигательная импровизация. Сюжетные игры на закрепление понимания взрослых и детей эмоционального состояние друг друга.

Проект «Игротека»

Описание проекта: Совместные игры детей и родителей помогают сохранить близкие отношения в семье. Ребёнку совместная игра даёт возможность почувствовать себя нужным и значимым. Взрослым совместная деятельность помогают лучше узнать ребёнка, помогает обрести новый взгляд на вещи, вспомнить детство, сбросить напряжение. Цели:

- укреплять доверительные отношения между родителями и детьми,

- обеспечивать возможность для совместного досуга и общения приемных семей.

Задачи:

- развивать адекватные формы проявления эмоций,

- учить понимать состояние другого — воспитывать чувство единства,

- создавать атмосферу доверия,

- развивать коммуникативные способности,

- развивать навыки взаимодействия в группе,

- снимать напряженность . 

Отзывы от получателей услуг: Я и моя дочь Даша принимали участие в проектах БГООУ «День Аиста» детско-родительская группа «Аистята» и игротеке. Больше всего меня мотивирует к этой деятельности ребёнок. Если бы не её желание пойти к Светлане Анатольевне или Тане, то я бы пропускала занятия, всё-таки конец рабочей недели, пятница, а тут ещё надо ехать в КДМ. Удивительно, но на месте хандра проходит сама собой. Совместные игры взрослых и детей – это классно! Действительно, стоит только начать и ты, сам того не замечая, становишься более открытым, раскрепощённым, непосредственным, способным радоваться и понимать. Это похоже на эмоциональный отдых. Здесь создаётся особая атмосфера. Ещё мне нравится психологическая группа с Леной Ивановой. На одно из занятий я шла с конкретным вопросом и получила на него ответ. Теперь у меня есть личный опыт, за который я благодарна Лене. Огромное спасибо президенту БГООУ «День аиста» Наталье Югонсон за её вдумчивый, кропотливый, творческий подход к делу. У неё всегда очень красивые, жизнерадостные рассылки на электронную почту. Уверена, что мы будем принимать участие в новых проектах. Наталия Тумбаева

Хотелось бы выразить огромную благодарность организации «День Аиста» в Барнауле! Когда попадаешь к людям, которые полностью отдают себя детям и служению им, понимаешь, что мир ещё не совсем безнадёжен! Что есть люди, которые поддержат в трудной ситуации, протянут руку помощи! Мне посчастливилось побывать не на многих мероприятиях, но даже после тех немногих посещений, на душе становилось светло и легко. Люди, работающие там, думают о том, чтобы помочь всем: и детям, и родителям приёмных детей. Подходят с разных сторон, приглашают психологов и для взрослых, и для малышей. Посвящают много времени подготовке занятий для развития правильных духовных ценностей у деток. Мой малыш до сих пор подходит к поделке, которую мы делали на рождество, и вспоминает про историю рождения Иисуса. Спасибо вам за вашу работу! Беседина Евгения

Перспективы в развитии услуги: Согласно проведённому анкетированию замещающих родителей, проходящих обучение по данной программе, следует признать её эффективной, отвечающей насущным потребностям состоявшихся приёмных родителей, способствующей более лёгкой адаптации членов семьи друг к другу и конструктивному разрешению возникающих конфликтных ситуаций.