16 октября 2015 года в рамках Дальневосточного гражданского форума прошел круглый стол по теме: «Взаимоотношение власти и общества: особенности механизмов обратной связи»

16 октября 2015

От конфронтации к выстраиванию конструктивного партнерства

16 октября 2015 года в рамках Дальневосточного гражданского форума прошел круглый стол по теме: «Взаимоотношение власти и общества: особенности механизмов обратной связи».

В его работе приняли участие представители четырех субъектов РФ Дальнего Востока: Хабаровского края, Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Еврейской автономной области, представляющие органы исполнительной и законодательной власти, органы местного самоуправления, общественные организации и объединения, средства массовой информации, бизнеса. Участниками круглого стола стали более 40 человек.

Открывая работу круглого стола, председатель комиссии Общественной палаты Хабаровского края по развитию гражданского общества Ю.В. Березутский, подчеркнул, что сегодня выстраивается определенная система взаимодействия власти и общества, есть как положительные тенденции, так и проблемы, не позволяющие развивать конструктивный диалог. Свое выступление он начал с постановки главных вопросов круглого стола: «Что сегодня необходимо предпринять, чтобы приблизить власть к народу? Чтобы принимаемые решения были для общества ожидаемыми? Чтобы общество активнее включалось в проекты, реализуемые властью?».

Он отметил, что в последние годы во взаимоотношениях власти и общества заметны положительные тенденции, среди которых развитие института Общественных палат в регионах, повышение их роли в жизни общества; формирование института общественных советов при органах власти различного уровня; развитие системы общественного контроля; экспертизы законопроектов в рамках «нулевых» чтений, развитие механизма общественных обсуждений и слушаний.

В то же время он отметил, что существенные барьеры в построение эффективных механизмов обратной связи во взаимоотношениях власти и общества связаны с низким уровнем социальной активности граждан и их включенностью в процессы жизнедеятельности; низким уровнем доверия населения власти и возможностям своего влияния на принятие управленческих решений, затрагивающих интересы граждан; значительным формализмом обратной связи власти в отношении общественных инициатив. В конечном итоге результаты взаимодействия власти и общества отражаются на обществе, на гражданах, на их удовлетворенности уровнем и качеством жизни, удовлетворенности деятельностью власти, на основе чего формируется главное – доверие к власти, а, следовательно, ее легитимность.

Ю.В. Березутский отметил: «Если общественность в лице институтов гражданского общества вышла с инициативами и предложениями по изменению условий своей жизни, решению актуальных и насущных проблем, то власть должна адекватно реагировать на эти предложения, принимать, или же открыто обсуждать поставленные проблемы. То есть власть должна вести открытый диалог, выявлять плюсы и минусы, аргументировать и совместно доносить до общественности результаты. Если совместные решения принимаются, то от этого выигрывают все: жители видят диалог и его результат, видят возможности влияния общества на принимаемые решения, они начинают включаться в работу, поддерживают и доверяют как общественным институтам, так и власти; власть повышает свою легитимность, достигаемую доверием граждан; институты гражданского общества получают авторитет, доверие, поддержку, рост конструктивной социальной активности. Региональные общественные палаты должны быть более активны в реализации механизма конструктивного диалога, выстраивании обратной связи, они должны нарабатывать ресурс доверия и поддержки у населения, общества».