Дайджест вопрос-ответ из разъяснений законодательства

11 октября 2024

1. Вопрос: Какой порядок рассмотрения заявлений, ходатайств, обращений должностными лицами судебных приставов?

Ответ: В соответствии со статьей 64.1 Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение и рассматриваются в десятидневный срок со дня их поступления к приставу, а по результатам – выносится постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.

В случае удовлетворения заявления, ходатайства в постановлении указываются совершенные исполнительные действия (подлежащие совершению) и (или) примененные меры принудительного исполнения (подлежащие применению).

Копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

В случае поступления заявления, ходатайства, не содержащих просьб о совершении конкретных исполнительных действий, применении мер принудительного исполнения в рамках исполнительного производства, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает их в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», о чем направляет уведомление.

 

2. Вопрос: Какой порядок обжалования ответа прокурора при отказе в удовлетворении обращения?

Ответ: Порядок рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной и введенной в действие приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 № 45 (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 6.5 Инструкции при отказе в удовлетворении обращения ответ заявителю должен быть мотивирован. В нем дается оценка всем доводам обращения, а отказ в его удовлетворении должен быть обоснован. В ответе разъясняется порядок обжалования принятого решения, а также право обращения в суд, если оно предусмотрено законом.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации решение об отказе в удовлетворении первичных обращений граждан принимает начальник управления (отдела), старший помощник (помощник) прокурора, заместитель прокурора, при повторном обращении в связи с отказом в удовлетворении требований – прокурор, или лицо, его замещающее. Они же подписывают ответы заявителям.

В прокуратурах городов, районов, других территориальных, приравненных к ним военных прокуратурах, иных специализированных прокуратурах решение об отказе в удовлетворении обращений принимает и дает ответы заявителям прокурор или лицо, его замещающее. После принятия решения руководителем данной прокуратуры повторные обращения подлежат направлению для рассмотрения в вышестоящую прокуратуру.

Ответы на обращения и жалобы на решения, принятые начальниками главных управлений, управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуры, направляются за подписью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, в Главной военной прокуратуре - за подписью заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора или по его поручению - заместителя Главного военного прокурора.

 

3. Вопрос: Как гражданину ознакомиться с материалами надзорным производством по его обращению в органах прокуратуры?

Ответ: На основании п. 4.15 Инструкции заявитель либо его представитель по письменному заявлению имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если эти материалы непосредственно затрагивают его права и свободы и в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также снимать копии с названных документов и материалов с использованием собственных технических средств.

Решение об ознакомлении с материалами проверки либо мотивированное решение об отказе принимается в 10-дневный срок со дня подачи такого обращения. При отказе в ознакомлении гражданину разъясняется право на обжалование принятого решения вышестоящему прокурору и (или) в суд.

Соответствующие решения принимают: в Генеральной прокуратуре Российской Федерации – Генеральный прокурор Российской Федерации, его заместители, начальники главных управлений и управлений; в Главной военной прокуратуре – заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор, его заместители, начальники управлений; в прокуратурах субъектов Российской Федерации – прокуроры и их заместители, начальники управлений (отделов); в нижестоящих прокуратурах – прокуроры и их заместители.

 

4. Вопрос: Предусмотрена ли ответственность за нарушения сроков и порядка рассмотрения обращений граждан?

Ответ: Статьей 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей.

 

 

Разъяснение подготовлено отделом по рассмотрению обращений и приему граждан прокуратуры Хабаровского края