Разъясняет прокуратура Хабаровского края: О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

05 октября 2022

Пленумом Верховного суда Российской Федерации утверждено постановление № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» (далее Постановление).

В Постановлении разъяснены вопросы обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, иных органов и лиц, наделенных публичными полномочиями, порядка и сроков обращения в суд, рассмотрения дела, исполнения судебных актов.

Отдельно уделено внимание полномочиям прокурора в административном и арбитражном судопроизводстве.

В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод, законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

При этом нормой закона определено, что прокурором административное исковое заявление в защиту прав, свобод, законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности, другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд.

В арбитражном суде по иску прокурора подлежат рассмотрению вопросы, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия), нарушивших права и законные интересы неопределённого круга граждан, организаций, субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также публичные интересы в сфере указанной деятельности. К примеру, Верховный суд Российской Федерации указывает, что прокурор наделен полномочиями оспорить решение о предоставлении лицензии, если при ее предоставлении допущено нарушение законодательства (статья 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).

Общий срок обращения в суд по делам, рассматриваемым в порядке глав 22 КАС РФ, 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), исчисляется со следующего дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав или о возложении обязанности о привлечении к ответственности.

Вместе с тем, обращено внимание, что такие обстоятельства, как предъявление требований в суд прокурором или лицом, указанными в статье 40 КАС РФ, статье 53 АПК РФ, и последующее прекращение производства по делу, либо такие обстоятельства, как предъявление до обращения в суд прокурором лицу, наделенному публичными полномочиями, требований, связанных с пресечением нарушений прав (например, вынесение прокурором представления об устранении нарушений закона), явившихся в дальнейшем основанием для подачи административного иска (заявления), а также иные аналогичные обстоятельства, дававшие административному истцу (заявителю) основания полагать, что защита (восстановление) его нарушенных или оспоренных прав будет осуществлена без обращения в суд, могут рассматриваться как уважительные причины пропуска срока.

Не подлежат рассмотрению по правилам, предусмотренным главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ, дела, связанные с оспариванием решений или действий (бездействия) участников уголовного судопроизводства (постановления органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении уголовного дела, а равно иные действия (бездействия) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию) при расследовании конкретного уголовного дела, а также бездействия, выразившегося в непринятии мер по рассмотрению сообщения о преступлении.

Также не подлежат рассмотрению дела об оспаривании решений, действий (бездействия), связанных с разрешением учреждениями или органами, исполняющими наказание, вопросов об освобождении от отбывания наказания; решений, для которых порядок обжалования установлен КАС РФ, главой 25 АШС РФ; решений, принятых в рамках производства по делу об административном правонарушении и выступающих в качестве доказательств по такому делу.

Вместе с тем в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ судами рассматриваются вопросы обжалования действия (бездействие) должностных лиц при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, не подлежащие рассмотрению в порядке уголовного судопроизводства; действия должностных лиц, отказавших лицу, виновность которого не доказана в установленном законом порядке, в предоставлении сведений о полученной о нем в ходе оперативно-розыскных мероприятий информации или предоставивших такие сведения не в полном объеме (части 3 и 4 статьи 5 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»); представления дознавателя, руководителя следственного органа, следователя о принятии мер по устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления (часть 2 статьи 158 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации).

При этом, действия (бездействие) должностных лиц, связанные с применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которые не могут оказать влияние на вывод о виновности либо невиновности лица, в отношении которого решается вопрос о привлечении к административной ответственности, но повлекшие нарушение прав, свобод физических или юридических лиц, могут быть оспорены ими в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, главой 24 АПК РФ, в том числе в случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении либо прекращения производства по делу об административном правонарушении.